Сегодня, 20 сентября, отмечается один из профессиональных праздников — День рекрутера. В Тюмени рекрутинг или услуги по квалифицированному подбору персонала существует не так давно. Самые «старые» специалисты в этой отрасли работают на Тюменском рынке только 5 лет (в то время, как в Москве, например, рекруитинг существует еще с 1989 года).
Стоит отличать рекрутинг от трудоустройства. Если в первом случае услуги оплачивает работодатель, а агентство организует конкурсный отбор специалистов, то во втором случае главная задача агентства — предоставить работу соискателю. Если работодатель нуждается в специалисте, ключевой или важной фигуре в организации, он обращается в агентство по подбору персонала. Если работодателю нужен работник, то ему проще обратиться в агентства по трудоустройству. В Тюмени есть и те, и другие, информацию о них можно получить в специальных изданиях о вакансиях и работе.
Помогая работодателю найти сотрудника, консультант-рекрутер прежде всего выясняет требования к кандидатам. Это не только формальные требования: образование, стаж, возраст, но и некоторые «скрытые», связанные с индивидуальными особенностями специалиста, корпоративной культурой организации, особенностями личных предпочтений начальника-заказчика.
Даже полностью соответствуя всем формальным требованиям клиента, работник может оказаться «не тем» — это должен предусмотреть консультант, поэтому при поступлении заявки, он задает клиенту некоторые вопросы, которые на первый взгляд к вакансии отношения не имеют.
Далее консультант просматривает в базе данных подходящих специалистов, связывается с ними и выясняет, интересует ли их данное конкретное предложение. Иногда приходится использовать прямой поиск специалистов — переманивать потенциальных кандидатов у конкурентов клиента или искать их в «местах обитания» (эта процедура более дорогостоящая).
Обычно на каждую вакансию просматривается от 10 до 30 потенциальных кандидатов. Внутреннее собеседование проводится с 8−20 кандидатами. После предварительных этапов отбора, 2−5 кандидатов направляются работодателю-клиенту. Работодатель получает лучшего специалиста, гарантию на него 3−6 месяцев, а новый сотрудник может быть уверен, что его действительно будут ценить на новой работе.
Агентство по подбору персонала защищает, прежде всего, интересы заказчика. Если ему потребуется проверить прошлое человека, собрать рекомендации, дать развернутую характеристику, определить интеллектуальные способности кандидата, узнать до какой ступени человек будет подниматься по служебной лестнице; все эти услуги может предоставить рекрутинговое агентство.
Существует распространенное мнение, что особой сложности в работе рекрутеров нет. Такого мнения придерживаются обычно те работодатели, которые не сталкивались с самостоятельным поиском нужного работника. Но при подсчете прямых и косвенных затрат на поиск (расходы на объявления в СМИ, затраты времени, потери от найма «не того» сотрудника) выходит, что услуги рекрутеров обойдутся намного дешевле. Отрицательное отношение к агентствам может сложиться также и после общения с недостаточно профессиональными рекрутерами. О том, как отличить профессионалов от «халтурщиков», поговорим позже.
Бывают также и недовольные соискатели — это категория «слабых», неконкурентных специалистов, которым предложения не поступают не потому, что агентства плохо работают или вакансий нет, а потому, что они не соответствуют требованиям рынка труда. Конечно, существуют исключения, когда специалист имеет очень высокую квалификацию, не востребованную в данное время работодателями.
В заключение, можно добавить, что, оставив свое резюме в кадровом агентстве, Вы добавляете еще один шанс к успешному продвижению своей карьеры.