А также дала пояснения по цитатам и примерам.
В ходе онлайн-консультации «На все 100» эксперт обратила внимание, что при изучении и повторении ряда вопросов следует опираться на соответствующие нормативные правовые акты РФ. С перечнем которых следует ознакомиться в приложении № 2 к спецификации КИМ для проведения ЕГЭ по обществознанию. Также разработчик посоветовала внимательно читать условия заданий и выполнять только то, что в них требуется, сообщает пресс-служба Рособрнадзора.
Татьяна Лискова ответила на вопросы учителей и школьников.
— Какие темы вы рекомендуете особенно тщательно повторить?
— Мышление, его формы и методы. Духовные ценности российского общества. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Направления научно-технологического развития и научные достижения России. Финансовый рынок, виды и функции. Фондовый рынок. Финансовые институты. Финансовые услуги. Вклады и кредиты. Цифровые финансовые услуги. Финансовые технологии и финансовая безопасность. Цифровые финансовые активы. Принципы налогообложения в Российской Федерации. Виды банковских операций. Налоговые льготы и вычеты. Источники права. Состав правонарушения. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Меры процессуального принуждения.
— Сколько правильных ответов может быть в задании на множественный выбор?
— От двух до четырех.
— Важна ли последовательность цифр в заданиях?
— Порядок записи цифр в ответе имеет принципиальное значение в заданиях на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах (задания №3, №6, №13, №15).
— Как лучше готовиться ко второй части ЕГЭ?
— Постарайтесь раскладывать любую тему из кодификатора на составляющие части, называть основные признаки понятий, прорабатывать алгоритмы, а также изучите требование к оформлению.
— Может ли в задании на соответствие быть такой ответ, когда из пяти цифр к одному элементу относятся четыре цифры, а к другому — только одна?
— Да, может.
— Задание №17 обязательно ли требует цитату из текста?
— Ответы на вопросы могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
— Можно ли в задании №18 вместо перечисления признаков дать определение понятий?
— Задание не требует записи определения понятия. Рекомендуем чётко следовать требованию задания и записывать признаки.
— Можно ли в задании №20 приводить примеры?
— Нет, этого делать нельзя. Под примером в задании №19 (и задании №25) подразумевается локализуемый во времени и пространстве конкретный факт, действие/поступок, явление, процесс (реальный или смоделированный). Суждения, аргументы, объяснения в задании №20 должны содержать элементы обобщения и опору на теоретические обществоведческие знания. Поэтому не следует подменять примеры теоретическими положениями при выполнении задания №19 и теоретические положения примерами при выполнении задания №20. Иллюстрирование примерами (конкретизация) и аргументация — разные интеллектуальные действия.
Видеозапись эфира доступна в сообществе Рособрнадзора во «ВКонтакте» и на Rutube.
Ранее разработчики давали консультации относительно ЕГЭ по итоговому сочинению, русскому языку, литературе, математике, биологии, химии, физике, географии, информатике. Также стало известно предварительное расписание ЕГЭ, и какие минимальные баллы предлагают утвердить для поступления в вузы в 2025 году.
Фото: Вслух.ру