Камерная выставка из фондов Тюменского музея изобразительных искусств «Ратная слава России» откроется 4 февраля и будет посвящена Дню защитника Отечества. На ней представлены работа из коллекций русской гравюры, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Как рассказали корреспонденту «Вслух.Ру» в музее, батальный жанр в русском искусстве берет начало в эпоху Петра I, стремившегося отобразить все наиболее важные моменты Северной войны, которую Россия вела со Швецией за выход в Балтийское море. Так как искусство гравюры в России только зарождалось, и своих граверов не хватало, Петр I заказал серию картин и гравюр с них французским художникам. Одна из таких гравюр, выполненная художником Морисом Бакуа, — «Морская баталия у Гангута» — представлена на выставке и изображает первую крупную победу молодого русского флота над сильнейшим в то время шведским флотом.
Вторая половина XVIII столетия была ознаменована войнам с Турцией и присоединением Крыма к России. Большая роль в этом принадлежала знаменитому фавориту Екатерины II Григорию Потемкину, живописный портрет которого также экспонируется на выставке.
Посетители смогут увидеть и гравированные портреты известных россиян, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года: декабриста Михаила Лунина, генерала Федора Уварова, госдеятеля Леонтия Дубельта, графа Павла Строганова.
Следующий раздел выставки посвящен Крымской войне 1853−1856 гг. Война закончилась для России неудачей, но Черноморский флот под командованием адмирала Нахимова одержал целый ряд блистательных побед на море, которым посвятил свой альбом художник Алексей Боголюбов.
Кроме картин и гравюр на выставке экспонируются скульптурные портреты русских императоров Александра I и Николая I. Военная тема широко использовалась и в русском декоративно-прикладном искусстве, подтверждением чего могут служить знаменитый Георгиевский сервиз, выполненный на фарфоровом заводе Гарднера, и посуда первой половины XIX века с изображением военных сцен.
Завершает экспозицию полотно знаменитого русского мариниста Ивана Айвазовского «Флот в виду Севастополя», написанное художником последние годы жизни.