С 20 по 22 сентября в Тюмени проходит российско-германская конференция «Александр Гумбольдт и проблемы устойчивого развития Урало-Сибирского региона», посвященная 175-летию путешествия Александра фон Гумбольдта, Густава Розе и Кристиана Готфрида Эренберга по России, а также 60-летию Тюменской области.
Работа семи секций начнется завтра — в Институте гуманитарных исследований Тюменского госуниверситета, Международном институте финансов, управления и бизнеса, в здании эколого-географического факультета и административного корпуса ТюмГУ.
Немецкие и российские ученые обсудят такие вопросы, как: «Социально-экономические проблемы устойчивого развития», «Антропогенные факторы неустойчивости и риска», «Природные условия и ресурсы устойчивого развития», «Ландшафтно-экологические основы устойчивого развития», «Гуманитарные проблемы устойчивого развития», «Биоразнообразие и биологические ресурсы устойчивого развития», «А. Гумбольдт и другие немецкие исследователи Урало-Сибирского региона».
Немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник, иностранный почетный член
В 1829 году по приглашению русского правительства Гумбольдт прибыл в Россию. Все свое состояние он истратил на научные предприятия; пенсию в 5 тысяч талеров он расходовал как на себя, так и на поддержку начинающих ученых, студентов и просто нуждающихся людей. В Берлине Гумбольдт получил от русского правительства вексель на 1200 червонцев, а в Петербурге — 20 тысяч рублей. Всюду были заранее подготовлены экипажи, квартиры, лошади; в проводники Гумбольдту назначен чиновник горного департамента Меншенин, владевший немецким и французским языками; в опасных местах на азиатской границе путешественников должен был сопровождать конвой; местные власти заранее уведомлялись о прибытии ученых.
Словом, это путешествие походило на поездку какой-нибудь владетельной особы. Гумбольдта сопровождали Розе и Эренберг. Первый вел дневник путешествия и занимался минералогическими исследованиями; второй собирал ботанические и зоологические коллекции; сам Гумбольдт взял на себя наблюдения над магнетизмом, астрономическое определение мест и общее геологическое и географическое исследование. Русское правительство заявило, что выбор направления и цели путешествия предоставляются на усмотрение Гумбольдта и что правительство желает только «оказать содействие науке и, насколько возможно, промышленности России». Итак, 12 апреля 1829 года Гумбольдт оставил Берлин и 1 мая прибыл в Петербург. Отсюда путешественники отправились через Москву и Владимир в Нижний Новгород.
Из Нижнего отправились по Волге в Казань, оттуда в Пермь и Екатеринбург. В течение нескольких недель ученые разъезжали по Нижнему и Среднему Уралу, исследовали его геологию, посетили заводы — Невьянск, Верхотурье, Богословск и другие, осмотрели разработки железа, золота, платины, малахита. Далее Гумбольдт отправился в Тобольск, а оттуда, через Барнаул, Семипалатинск и Омск, в Миасс.
Путь лежал через Барабинскую степь, где в то время свирепствовала сибирская язва. Мириады комаров и мошек терзали путешественников. Тем не менее, удалось собрать богатейшие зоологические и ботанические коллекции. В Омске Гумбольдта приветствовали на трех языках: русском, татарском и монгольском. В Миассе, где Гумбольдт отпраздновал шестидесятилетие, чиновники поднесли ему дамасскую саблю.
На Оренбургской военной линии коменданты маленьких крепостей встречали его в полной форме, со всеми военными почестями и рапортами о состоянии подведомственных им войск. Толпы народа сбегались посмотреть на великого путешественника. Из Миасса Гумбольдт предпринял несколько экскурсий в Златоуст, Кичимск и другие районы, затем отправился в Орск, а оттуда в Оренбург. Осмотрев илецкие соляные залежи, путешественники посетили Астрахань: Гумбольдт «не хотел умирать, не повидав Каспийского моря».
В Астрахани их встретила депутация от русского купечества с хлебом и солью, а также персы, армяне, узбеки, татары, туркмены, калмыки. Из Астрахани путешественники совершили небольшую поездку по Каспийскому морю; затем отправились обратно в Петербург, куда прибыли 13 ноября 1829 года. Таким образом, стечение восьми месяцев было пройдено 18 тысяч верст; в том числе 790 по рекам и Каспийскому морю; 53 раза переправлялись через реки; 658 почтовых станций должны были подготовить 12 тысяч 244 лошади.
Экспедиция по России была кратковременной, охватила громадное пространство и, конечно, не могла дать таких блестящих результатов, как работа в Америке, но все же Гумбольдт опубликовал ряд статей и две книги с описанием своей экспедиции.