12,6% учащихся десяти образовательных учреждений Тюмени имеют отклонение в поведении и могут совершить преступление, 12,5% - склонность к агрессии и насилию. Специалисты объясняют этот тем, что современные дети растут в период, характеризующийся общим недовольством народных масс и нежеланием соблюдать законы. Для многих людей агрессия стала нормой жизни.
Такие неутешительные выводы сделали специалисты Тюменского городского детского оздоровительно-образовательного центра профилактики химической зависимости «Перекресток», при подведении итогов психологического мониторинга, изучающего отклонения поведения у подростков.
Мониторинг «Изучение форм девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения учащихся средних и старших классов Тюмени и определение факторов, сопутствующих девиантному поведению» проводился в октябре 2001 года в рамках городской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001 — 2004 годы». В анкетировании участвовали около 6 тысяч человек. Среди них — учащиеся 5−11 классов, родители и классные руководители десяти образовательных учреждений Тюмени.
В ходе исследования также выяснилось, что у 12,1% детей отсутствует волевой контроль эмоциональных реакций, а 11,7% школьников имеют склонность к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния. Часто это происходит с помощью употребления наркотических средств, токсических и психотропных веществ.
Было установлено, что самые благополучные классы — шестые. В этом возрасте дети находятся в состоянии эмоционального и физического комфорта. Неожиданными оказались результаты исследования относительно 10 — 11 классов. Именно на этот возраст выпадает значительное увеличение агрессивного настроения, отрицание норм и правил поведения. Хотя многие подростки умеют глубоко прятать свои чувства.
Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению, что проявляется в слабом чувстве самосохранения и готовности рисковать ради близких, имеют 9,5% опрошенных ребят.
Учитывая результаты анкетирования, его организаторы пришли к выводу, что работу по предупреждению отклоняющихся форм поведения необходимо начинать с начальных классов и вести систематически. Профилактическая деятельность должна проводиться в тесном взаимодействии родителей, школьных педагогов и учащихся, а также социальных институтов, занимающихся вопросами профилактики асоциальных проявлений детей и подростков.
Как сообщили в комитете по работе со СМИ администрации Тюмени, изучение данной проблемы и результатов профилактической работы будет осуществляться в течение 2002 года.