Самым очевидным признаком психического состояния становится нарушение речи, долгое ее отсутствие.
До 20 процентов тюменских детей имеют психические нарушения. Об этом сегодня на научной конференции «Междисциплинарные подходы к реабилитации детей и подростков с психическими расстройствами» сказала заведующая кафедрой психиатрии и наркологии ТюмГМУ, профессор Татьяна Раева.
Это связано со сложным влиянием большого спектра факторов: генетика, экология, особенности развития ребенка, соматическое благополучие. Выделить один фактор невозможно, говорит профессор. В коррекции нарушений ключевую роль играет семья. «Мы даем рекомендации, но не можем проконтролировать, как семья их исполняет. Для достижения успеха нужны каждодневные усилия», — отметила Татьяна Раева.
Психические нарушения у малышей очень сложно заметить, они практически никак не проявляются. Самым очевидным признаком становится нарушение речи, долгое ее отсутствие. Типичная картина: ребенок до пяти лет на произнес ни звука, а родители все еще ждут, что он вот-вот заговорит. Поэтому в деле выявления психичеких проблем ребенка важную роль играет междисциплинарный подход. «Чтобы дети с проблемами попадали в поле зрения психиатров как можно раньше, необходима помощь всех специалистов-врачей, наблюдающих ребенка с рождения — педиатров, неврологов и других», — сказала Татьяна Раева. В этом случае медицинская помощь может иметь большую эффективность.
Как рассказала заведующая Центром развития речи Областной клинической психиатрической больницы Надежда Семенова, если 20 лет назад процентов 20 детей приходили с дислалией (нарушением звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности артикуляционного аппарата), то сегодня среди пациентов Центра развития нет ни одного такого ребенка. «Патология затяжелела, речь нарушается вследствие органических поражений головного мозга, когда во время беременности и родов действуют какие-то негативные факторы, страдают подкорковые структуры, кора головного мозга», — комментирует Надежда Семенова.
Такие нарушения нуждаются в длительной непрерывной коррекции. «Ребенок, постоянно занимаясь с логопедом помимо наших курсов реабилитации, достигает определенных успехов в коррекции речевых расстройств», — утверждает врач.