Dipol FM | 105,6 fm
102.58
107.43

«Прёт, сейчас врежется!» Как работали тюменские тележурналисты полвека назад

Рассказывают непосредственные участники событий.

Современным миром правят не деньги, а информация. Она дает власть и деньги, она же может за считанные минуты лишить того и другого. Человек XXI века так или иначе каждый день потребляет гигабайты информации. Картинка современной жизни складывается из пазлов — телевидение, мессенджеры, социальные сети. Я видел, значит, я знаю. Если мне не показали что-то, значит, этого не существует. Информация раз и навсегда фиксирует событие. И сохраняет тех, кого сама сделала героями эпохи.

Политический вес нефти

«Прёт, сейчас врежется!» Как работали тюменские тележурналисты полвека назад

Главная тема главного телевидения главной нефтегазовой житницы Советского Союза — конечно, добыча. Стране нужно было много черного и голубого золота. Значит, нужно было и много информации об этом. Тем более, что это уже не просто новости, это новый политический вес государства, растущий с каждой добытой тонной нефти и кубометром газа, с каждым построенным километром трубопровода.

Рафаэль Гольдберг, легенда тюменской прессы, заслуженный журналист России, с 1976 по 1987 годы он заведовал отделом общественно-политического вещания Тюменского областного радиоРафаэль Гольдберг, легенда тюменской прессы, заслуженный журналист России, с 1976 по 1987 годы он заведовал отделом общественно-политического вещания Тюменского областного радио

«Сколько километров проехал, я не считал. Но могу сказать, что до ста дней в году проводил в командировках. Нормально», - рассказывает Рафаэль Гольдберг. - Это были люди, которые умели делать дело, несмотря ни на что. Потому что это было новое неосвоенное пространство без дорог и нормальной связи. Стране нужны были нефть и газ. И освоение, дороги и связь появлялись одновременно.

Людмила Трепянская, журналист, председатель Совета ветеранов Союза журналистов Тюменской областиЛюдмила Трепянская, журналист, председатель Совета ветеранов Союза журналистов Тюменской области

«Когда я пришла на телевидение, настолько все закрутилось… - рассказывает Людмила Трепянская. - В сюжет на 2-3 минуты нужно вместить столько, что думаешь: «Зачем так много материала брала в командировке?! Ничего не можешь втиснуть ни в кадр, ни в текст».

Репортажи «из Тюмени» — с Самотлора, Ямбурга, Шаима, Уренгоя, из Сургута, Ноябрьска, Урая, из Тазовской или Ямальской тундры — на протяжении почти 20 лет открывают главную информационную программу страны «Время». Их делают тюменские журналисты и операторы. Каждый их кадр — это новое доказательство мощи государства.

«Прёт, сейчас врежется!» Как работали тюменские тележурналисты полвека назад

Виктор Горбачёв, журналист, заслуженный работник культуры РСФСР, Почетный работник нефтегазстроя России, легенда тюменской прессыВиктор Горбачёв, журналист, заслуженный работник культуры РСФСР, Почетный работник нефтегазстроя России, легенда тюменской прессы

«У соседней Курганской области был план для центрального телевидения — до восьми сюжетов на квартал. У нас — каждую неделю шли один, два, три материала, - отмечает Виктор Горбачёв. - Причем в Москве не осознавали, что события происходили далеко от Тюмени. До Уренгоя, например, тысяча километров. И мы вынуждены были туда ездить, снимать, оттуда как-то передавать пленку. Я наговаривал текст, упаковывал. Была крепкая договоренность с авиацией. Они переправляли в Москву. Там встречали».

Иван Трацевский, тележурналист, с 1982 по 1989 годы - старший редактор и корреспондент-оператор Главной редакции информации для Москвы (программа «Время») Тюменского областного телерадиокомитетаИван Трацевский, тележурналист, с 1982 по 1989 годы - старший редактор и корреспондент-оператор Главной редакции информации для Москвы (программа «Время») Тюменского областного телерадиокомитета

«Но было одно условие, - добавляет Иван Трацевский. - Когда приезжал в Москву, мне давали четкую установку: что бы ни снимал, помни - ты работаешь на мировое телевидение. Образ СССР должен быть на очень высоком уровне. Поэтому не снимать никаких аварий, катастроф, факелов на промыслах, загрязняющих природу. И быть очень внимательным к своему внешнему виду. Ведь если в кадре человек с оборванными пуговицами, сразу можно будет составить мнение о стране».

Сумасшедшие кадры

«Прёт, сейчас врежется!» Как работали тюменские тележурналисты полвека назад

Любовь Карпенко, диктор Тюменского областного телерадиокомитета, Почетный радист, Почетный нефтяникЛюбовь Карпенко, диктор Тюменского областного телерадиокомитета, Почетный радист, Почетный нефтяник

«За все, что мы видим, отвечает оператор, - отмечает Любовь Карпенко. - Если так разобраться, оператор - главный. А им приходилось и по болотам ходить с этой техникой, и с вертолета прыгать. Хорошо, если есть осветитель. А если нет, то оператор еще и свет тащит на себе. То есть кадры, конечно, были сумасшедшие».

«Надо было пролететь над намороженной дорогой как можно ниже над буровыми. Я почему-то там не уместился, полетели кинооператор и его ассистент Слава Терешин. А те немножко поддали и не рассчитали. Я лежал внизу, под буровой, и чуть не скончался от ужаса. Вертолет прет на вышку! Вот прет, сейчас врежется! И всего в метре машина взмыла вверх. Ребята вышли потом, шатаются», — смеется Виктор Горбачёв.

Татьяна Топоркова, тележурналист, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры России, работала в Тюменском областном телерадиокомитете с 1976 по 1998 годыТатьяна Топоркова, тележурналист, кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры России, работала в Тюменском областном телерадиокомитете с 1976 по 1998 годы

«Интересно, что центральное ТВ того времени считается уже застойным. Семидесятые, восьмидесятые годы. Но к тюменскому телевидению это не относится. Наверное, потому, что нам не надо было придумывать, о чем рапортовать. Все было грандиозно. И это было правдой. А потом мы все-таки немножко опоздали с оттепелью», - говорит Татьяна Топоркова.

А еще телевидение — страшная сила.

«Прёт, сейчас врежется!» Как работали тюменские тележурналисты полвека назад

Леонид Иванов, журналист, заслуженный работник культуры РСФСР, с 1983 по 1986 - главный редактор редакции информации Тюменского областного телерадиокомитетаЛеонид Иванов, журналист, заслуженный работник культуры РСФСР, с 1983 по 1986 - главный редактор редакции информации Тюменского областного телерадиокомитета

«Сейчас к большим камерам народ привык, рассказывает Леонид Иванов. - А тогда люди вставали перед камерой и немели. У нас была Герой соцтруда Яковлева, депутат Верховного совета. Она вернулась с сессии. Нужно было записать коротенькое, секунд на тридцать, видео с ее впечатлениями. А она слова не может сказать. Написали ей текст. Я на грудь себе прикрепил листок. Встал спиной к камере, чтобы листка не было видно, а она читала этот текст на моей груди».

А Людмила Трепянская уверена, что отчасти поэтому работать проще на ТВ: «У тебя есть транспорт, камера. Когда твой герой видит камеру, он самое лучшее о себе расскажет. Настолько хочется понравиться людям, которые смотрят через экран телевизора на него, что герои преображались на глазах. С газетчиками так не церемонились».

«Когда я еще работал в молодежной редакции, так получилось, что мы сняли председателя облисполкома, — признается Виктор Горбачёв. — Тогда провинился его сын где-то очень сильно. Его прикрыли. Я молодой был, не знал, куда лезу. Нашел юриста, адвоката, мы сделали передачу. Среагировали на нее жестко — председателя сняли. Удивительно, но меня не тронули. А юрист этот должен был уехать из Тюмени».

Но творческая свобода журналистов в отношении темы добычи простиралась до строго определенного предела.

«Аварии на тюменском Севере нам было запрещено снимать. Иногда едешь по промыслу — Нижневартовск, черное небо. Там разлив нефти. Что делают? Выжигают, — говорит Иван Трацевский. — Но факела мы не показывали, делали все возможное, чтобы не драматизировать ситуацию. Есть такое понятие „не педалировать“. Вот занимаются там службы экологии, и пусть занимаются. А вы тут народ не тревожьте, не трясите».

«И надо отдать должное, нам очень везло с нашими руководителями. Отстаивал это все Костоусов в высоких кабинетах. Каким образом, мы не знаем, — говорит Татьяна Топоркова. — Много лет спустя Костоусов сказал мне: „Вы еще не знаете, как мне доставалось!“ А мы действительно не знали».

«Дикторы попинывали, режиссеры пощипывали…»

«Прёт, сейчас врежется!» Как работали тюменские тележурналисты полвека назад

Вести не с нефтегазовых, а с обычных полей требовали не меньшей концентрации сил и энергии.

«Например, первыми убрали урожай в Исетском районе. И Анатолий Владимирович (Туринцев — руководитель информационной программы „Тюменский меридиан“) не терпел, когда телевидение и радио обходила газета. Для него было делом чести, чтобы тележурналисты заявили эту тему первыми. А главный конкурент была в основном „Тюменская правда“. Поэтому нужно было всегда быть готовыми поехать, полететь на задание. И я очень много летала на кукурузнике АН-2, чтобы успеть отсмотреть, смонтировать материал. А летать было очень тяжело, самолет бросало вверх-вниз, постоянно попадали в воздушные ямы».

Но как летали, на чем ездили, где и как тонули журналисты и операторы, зрители по телевизору, как правило, не видели.

«Прёт, сейчас врежется!» Как работали тюменские тележурналисты полвека назад

«Когда я пришла на телевидение, журналисты, за редкими исключениями, не вели свои программы. Это было дикторское ТВ. Только несколько человек, в том числе Виктор Семёнович Горбачёв и Эмма Захаровна Юрченко, допускались в кадр, — вспоминает Татьяна Топоркова. — И, надо сказать, отношение к журналистам было соответствующее. И дикторы нас на летучках попинывали, и режиссеры на планерках пощипывали, а бывало, что и с размаху били. Долгое время считалось, что журналисту не следует лезть в кадр. Он это делает, чтобы покрасоваться. И мы в кадр старались не лезть».

Лица тюменского ТВ 70-х-80-х — дикторы. Их в лицо знали точно так же, как любимых киноартистов. Профессия загадочная, оттого и манящая. Во время отбора желающих стать дикторами конкурс на тюменском ТВ доходил до 40 человек на место. Кого-то, как Генриетту Горбачёву, брали сразу. Кому-то — как Любови Карпенко — приходилось проходить все отборочные туры.

«Прёт, сейчас врежется!» Как работали тюменские тележурналисты полвека назад

«Если допустишь оплошность в эфире, старшие товарищи всегда скажут, — говорит Любовь Карпенко. — Джалинда Заводовская с этим активно боролась. Если, не дай бог, что-то такое случалось, она сразу звонила: „Так, это что такое? Вы почему так сказали? Посмотрите в словарь, пожалуйста“. Тогда как на курсах повышения квалификации в Москве Розенталь, который составил свой словарь, нам говорил: „Как вы произносите? ТвОрог? Ну и говорите твОрог!“ Хотя это противоречило его словарю. Его это не смущало. Может, и шутил. Но вот у него в словаре было ЗаводоУковск. Если бы я так сказала у нас, то меня бы выгнали с позором».

Но строгие требования предъявлялись не только к произношению. Лицо тюменского, как и советского ТВ, должно было быть не просто прекрасно, а безупречно.

«Во-первых, одежда. Если работаешь в информационной программе — все должно быть скромно, достойно. Мне кажется, что меня особо и учить не пришлось. Я лучше недо-, чем переборщу, — вспоминает Любовь Карпенко. — Но однажды мы с Генриеттой Александровной должны были вести программу „Песня остается с человеком“. Она вела ее раньше, мы пригласили ее как бывшую ведущую. И я выпендрилась — надела длинное платье чуть ли не с блестками. А Генриетта Александровна пришла очень скромно одетой. Задорожная, режиссер, велела мне переодеться. Я была очень недовольна, но переоделась. А потом поняла, что, конечно, это было правильно. Ведь мы очень отличались бы в кадре».

Эпоха цвета

«Прёт, сейчас врежется!» Как работали тюменские тележурналисты полвека назад

Телевидение в 80-х уже точно пришло в каждый дом. В СССР ежегодно выпускается 11 миллионов телевизоров. В пересчете на количество населения — только цветных — по одному на каждые шесть жителей Советского Союза. Черно-белых, разумеется, в разы больше.

Цветной телевизор был дороже, но это еще и показатель достатка хозяина и его следования последним тенденциям советского быта. Цветной телевизор стоял в одном ряду с чешским хрусталем и польской мебельной стенкой.

И вот, в 1983 году, тюменское телевидение окончательно выходит в цвет.

«Это были уже совсем другие масштабы, — отмечает Леонид Иванов. — Творческий коллектив — 300 человек. Шесть корпунктов — в Надыме, Уренгое, Салехарде, Тобольске, Сургуте, Нижневартовске». «Когда едешь в командировку не за одним сюжетом, а несколько материалов готовишь, то приходилось ночевать где придется. Остановились так в одной деревне, утром выходим — нет ветрового стекла в редакционной машине. Благо, нам помогли. В сельхозтехнику загнали и в течение часа стекло поставили», — рассказывает Людмила Трепянская.

А в середине 80-х в тюменском эфире случилась революция.

«В то время мы начали вводить журналистские комментарии. Представители старшего поколения прекрасно помнят двух дикторов в кадре, хорошо поставленные голоса. И вдруг рядом, условно, с Геральдой Ивановной Мегерей появляется какой-то Иванов, — рассказывает Леонид Иванов. — Я не скажу, что косноязычен. Но когда своими словами рассказываешь о своем сюжете, это отличается от дикторской речи. Был некоторый диссонанс. У дикторов было некоторое отторжение. Ведь „мы портили картину эфира“. Но постепенно все привыкли».

«Прёт, сейчас врежется!» Как работали тюменские тележурналисты полвека назад

«А потом-то дела пошли куда хуже, — признается Любовь Карпенко. — Когда началась перестройка, нас потихонечку заменили корреспонденты. Пришли другие времена».

Творческая свобода конца 80-х рождала новых звезд. Некоторых зрители до сих пор вспоминают это время с восхищением и содроганием.

«Был у нас такой Валентин Кологривов…» — говорит Леонид Иванов.

«Он в гробу читал Есенина. Ну вот в этом весь Кологривов! С одной стороны кощунство, с другой стороны креатив, и с третьей стороны… ведь стихи же наизусть помнит, — продолжает Татьяна Топоркова. — Очень неоднозначное ощущение было: столько мусора вывалилось на экраны. Но все-таки у нас было меньше цинизма. Думаю, это наш менталитет. У провинциального ТВ много приоритетов и плюсов, которых нет у центрального. Вообще я фанат провинциального ТВ».

«Для меня самое значительное достижение — программа „Песня остается с человеком“, которую мы вели с Анатолием Дмитриевичем Михеевым, — признается Любовь Карпенко. — Но сценарии почему-то писала я. Зрительский отклик был сумасшедший! Программа состояли из фрагментов старых передач, которые хранились в фондах, голубых огоньков и так далее. Но это была тоже программа по заявкам. В конце мы объявляли, что в течение часа будем принимать отклики. Телефон не замолкал. Мне это очень нравилось. Отзывы зрителей становились напутствием к следующей программе».

Большая тюменская нефть, как и газ, на тюменском ТВ конца 80-х — совсем другие. За то, чтобы зрители видели это, тюменское телевидение боролось как могло.

Несмотря на остававшийся дефицит телевизоров, телевидение остается главным вершителем информационных судеб. Начинается новая эра — появляются независимые студии. У государственного ТВ больше нет эксклюзива на информацию. А информация становится предметом торга. Но это — уже совсем другая эпоха.

«Я потом и в газете работал, и в издательстве, штук 30 книг подготовил, но вот телевидение это…» — многозначительно замолкает Виктор Горбачёв.

Продолжение следует.

Проект к 80-летию Тюменской области «Серия видеоматериалов о ключевых событиях и знаковых людях в истории Тюменской области глазами ветеранов журналистики» реализован Региональной общественной организацией «Союз журналистов Тюменской области» за счет гранта губернатора Тюменской области из средств областного бюджета и Фонда-оператора президентских грантов.
Авторы проекта: Светлана Голякова, Нэлли Тоболкина. Фото- и видеоматериалы АНО «Сибинформбюро».
Создатели проекта гарантируют точность фактов, объективность оценок и злободневность тем. Но не претендуют на то, чтобы объять необъятное.
(0)
  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Новости по теме
Два с половиной часа на тело. Как работает тюменский крематорий
Два с половиной часа на тело. Как работает тюменский крематорий
Рассказываем, каким образом проходит кремирование, сколько стоит услуга и что ожидает в стенах самого загадочного здания города.
#крематорий
#похороны
#новости Тюмени
#репортаж
#тк
Купец или революционер: чье имя более достойно для названия улицы в Тюмени?
Купец или революционер: чье имя более достойно для названия улицы в Тюмени?
Любопытные факты с документальной основой.
#история
#Александр Петрушин
#краеведение
#Тюмень
#лонг
Батат или картофель: что выбрать для здоровья и фигуры?
Батат или картофель: что выбрать для здоровья и фигуры?
Сравниваем полезные свойства двух популярных корнеплодов и выясняем, как сделать рацион более разнообразным.
#батат
#картофель
#диетология
#правила
#врач
#питание
#новости Тюмени
#тк
Депутат парламента Гамбурга рассказала, почему сбежала из Германии с четырьмя детьми
Депутат парламента Гамбурга рассказала, почему сбежала из Германии с четырьмя детьми
Ольга Петерсен родилась в России и эмигрировала в девяностые годы вместе с родителями.
#политика
#Германия
#семья
#новости Тюмени
#тк
#дети
#депутаты
Пятак, крючок, чеснок: какие приметы актуальны для студентов перед экзаменом
Пятак, крючок, чеснок: какие приметы актуальны для студентов перед экзаменом
Некоторые манипуляции, которых придерживаются десятилетиями, помогут притянуть удачу и хорошие оценки.
#студенты
#приметы
#поверья
#экзамен
#удача
#новости России
#тк
Последние новости
МФК «Тюмень» на пятом месте в турнирной таблице Суперлиги после тура с «Торпедо»
МФК «Тюмень» на пятом месте в турнирной таблице Суперлиги после тура с «Торпедо»
Команды обменялись победами.
#МФК
#мини-футбол
#Суперлига
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Долгожданная победа: ФК «Тюмень» обыграл «Арсенал» в Туле
Долгожданная победа: ФК «Тюмень» обыграл «Арсенал» в Туле
Победа стала подарком на юбилей полузащитнику Андрею Марьянову.
#ФК Тюмень
#футбол
#ФНЛ
#первая лига
#Тюмень
#новости Тюмени
#новости России
#тк
Тюменские агрономы рассказали о пользе имбиря
Тюменские агрономы рассказали о пользе имбиря
Он используется в медицине, кулинарии и косметологии.
#новости Тюмени
#тк
#ЗОЖ
#питание
#лекарства
В Ялуторовском музее выставили уникальную стеклянную маслобойку
В Ялуторовском музее выставили уникальную стеклянную маслобойку
Увидеть ее можно совершенно бесплатно.
#новости Тюмени
#тк
#культура
#выставки
Прогноз: за три года шопинг каждого жителя Тюмени вырастет на 25%
Прогноз: за три года шопинг каждого жителя Тюмени вырастет на 25%
Сейчас основная часть покупок приходится на непродовольственные товары.
#прогноз
#торговля
#магазины
#Тюмень
#Тюменская область
#новости Тюмени
#карт