Dipol FM | 105,6 fm

"Протестантизм в Тюменском крае": историки ставят вопросы

На этой неделе в стенах Тюменского Госуниверситета прошла презентация любопытной книги "Протестантизм в Тюменском крае. История и современность". Книга написана коллективом авторов под редакцией заведующего лабораторией развития регионального социума Сибирского отделения РАН Игоря Боброва.

На этой неделе в стенах Тюменского госуниверситета прошла презентация любопытной книги «Протестантизм в Тюменском крае. История и современность». Книга написана коллективом авторов под редакцией заведующего лабораторией развития регионального социума Сибирского отделения РАН Игоря Боброва. В числе авторов — преподаватели ТюмГУ, кандидаты исторических наук, сотрудники Сибирского отделения РАН, а также два студента исторического факультета вуза. Сразу отметим, что все авторы книги — светские люди, по их общему заявлению, атеисты. Говоря о том, как зарождалась эта книга, Игорь Бобров отметил, что интерес к протестантизму возник постепенно. Первоначально в сферу внимания большинства авторов входили православие и ислам, однако совершенно случайно им удалось открыть для себя мир современных протестантов. Авторы познакомились с десятками и сотнями людей, которые пытались определить свои отношения с Богом посредством евангельского учения. «В книге рассматриваются проблемы появления и распространения различных протестантских деноминаций на территории Тюменской области. Особое внимание уделяется современным проблемам этого религиозного течения — от определения понятия „протестантизм“ до описания деятельности конкретных церквей Тюменской области и их взаимоотношений с обществом и государством», — говорится в аннотации к монографии. Начинается книга с развенчания мифов, которые существуют в сознании простых обывателей, а также православных граждан и чиновников. Первый из мифов о том, что протестантизм — не традиционная для России религия и является «прозападнической». Отсюда и опасения «протестантского нашествия», отношение к протестантам как к чужакам, именование их «сектами» и т. д. «Многие граждане страны пытаются навязать протестантам идентичность, которую они не принимают, идентичность чужаков», — пояснил один из соавторов Михаил Агапов. Игорь Бобров со своей стороны заметил: «Мы хотели рассказать о гражданах России, о патриотах».По убеждению авторов книги, эпитет «секты» по отношению к протестантским церквям «научно несостоятелен и является политическим ярлыком, унаследованным от советского атеистического режима и средством межконфессиональной борьбы».Вначале исследователи предлагают небольшой экскурс в историю протестантизма в Европе и России. Отсюда мы узнаем, что последователи евангельского учения в нашей стране появились еще в XVI веке, а с XIX века получили широкое распространение. В тюменском же крае протестантизм прослеживается с XVIII века. Всех протестантов в Тюмени подсчитать сложно, признались исследователи. Неверно будет взять за основу число прихожан всех церквей, доля погрешности есть и в результатах социсследований. В Тюмени протестанты ведут не только религиозную деятельность, но и социальную, и благотворительную, рассказала один из авторов Вера Клюева. Так, проводятся тюремные службы, проповеди в больницах, реабилитационные мероприятия для нарко- и алкоголезависимых. В городе даже существуют несколько реабилитационных центров, например, «Возрождение», «Соль земли» и др. Несмотря на конкуренцию между общинами, которых в Тюмени существует большое многообразие, протестанты — первые в области, кто вышел с инициативой диалога всех конфессий, представленных в нашем регионе. Так, в мае прошлого года был создан конгресс религиозных организаций Тюменской области, в который вошли тюменская католическая церковь, еврейская религиозная иудейская организация «МАДРЕГОТ», две мусульманские общины и почти все протестантские тюменские церкви. Не подписались под коллективным документом лишь представители Русской православной церкви. Ранее тюменские протестанты объединились в совет христианских церквей. Книга, несмотря на то, что является научным изданием, написана живым и доступным языком. В ней, помимо исчерпывающей информации об истории и современном состоянии протестантских общин в Тюменской области, большое внимание уделяется рассмотрению дискуссий о том, как в современном общественном мнении осмысливается проблема «протестантизм в России или русский / российский протестантизм». Как рассказал Михаил Агапов, монография вписана в контекст общероссийской дискуссии о роли протестантизма в истории России и ее современности. При этом дискуссия ведется не только среди религиоведов, историков, антропологов, этот вопрос ставят и сами представители протестантского сообщества. Несмотря на комплексный характер исследования, его большую эмпирическую базу, авторы не претендуют на то, что книга является исчерпывающей. «Она скорее ставит вопросы, очерчивает поля проблематики», — отметил Михаил Агапов. На презентации присутствовали не только люди науки, издание привлекло внимание и представителей различных конфессий. В зале собрались почти все пасторы тюменских протестантских общин, мусульманства, а также представительница Тобольско-Тюменской епархии русской православной церкви. Гости имели возможность услышать продолжение вековой дискуссии между православием и протестантизмом. Предметом жаркого спора стало не только содержание монографии, но и вопрос о том, какое место занимают протестанты в России и какова их роль. Аргументы православных: Россия — каноническая территория Русской православной церкви, а протестанты — это «сектанты», или «ересь», которая посягает на православную паству. Аргументы протестантов: в России существует свобода слова, и каждый вправе сам решать, посредством какой религии ему искать путь к Богу. Первые настаивали на том, что в современных научных кругах нет профессиональных религиоведов, которые бы могли позволить себе пойти на такое исследование. В ответ авторы книги призвали не путать дисциплину религиоведение с теологией, напомнив, что первая — исключительно светская наука, не допускающая какой-либо пристрастности, а также засыпали оппонента ссылками и цитатами на Библию и другие источники, дав понять, что компетентны в вопросе. В любом случае, несмотря на то, что точки соприкосновения не были найдены, хорошо уже то, что диалог состоялся. Будем надеяться, что изданная книга породит еще немало интересных дискуссий.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменцам объяснили, как правильно срезать вербу
Тюменцам объяснили, как правильно срезать вербу
Обрывая ветки, можно нанести вред дереву.
#верба
#Вербное воскресенье
#новости Тюмени
Уровень реки Ишим в Викуловском районе растет
Уровень реки Ишим в Викуловском районе растет
Деревни Заборка и Тюлешов Бор отрезаны от большой земли.
#паводок
#деревня
#Викуловский район
#новости Тюмени
Клуб «Женская академия» работает в Омутинском
Клуб «Женская академия» работает в Омутинском
Участницы клуба - женщины, проходящие социальную реабилитацию в одноименном отделении.
#женский клуб
#клуб по интересам
#новости Тюмени
#общество
В лесах Тюменской области будут высаживать сосны
В лесах Тюменской области будут высаживать сосны
300 тысяч саженцев сосны посеяли еще два года назад, этого хватит для восстановления 100 гектаров леса.
#лес
#сосны
#саженцы
#авиабаза
#новости Тюмени
Более 70% памятников архитектуры в Тюменской области в хорошем и удовлетворительном состоянии
Более 70% памятников архитектуры в Тюменской области в хорошем и удовлетворительном состоянии
К реставрации памятников активно привлекают частных инвесторов.

#памятники
#архитектура
#культурное наследие
#инвесторы
#новости Тюмени