Сегодняшнее заседание парламентского пресс-клуба "Простые правила", демократичного самого по себе, отличалось особенным духом вольнодумия. Наряду с интересной дискуссией между партийцами, особый интерес вызвало выступление московского гостя сегодняшнего пресс-клуба, президента Международного пресс-клуба, руководителя Информационно-аналитического центра Общественной палаты РФ, вице-президента Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), президента Академии политической науки Александра Чумикова.
Сегодняшнее заседание парламентского пресс-клуба «Простые правила», демократичного самого по себе, отличалось особенным духом вольнодумия. В зале Тюменской областной Думы собрались депутаты, журналисты, а также представители всех политических партий в Тюмени. Участники обсуждали предложения политических партий на региональных выборах. Наряду с любопытной дискуссией между партийцами, особый интерес вызвало выступление московского гостя сегодняшнего пресс-клуба, президента Международного пресс-клуба, руководителя Информационно-аналитического центра Общественной палаты РФ, вице-президента Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), президента Академии политической науки Александра Чумикова. Представляя сразу все три общественных сектора — государство, бизнес и гражданское общество — эксперт поведал о современном кризисе партийных программ, административном ресурсе, аполитичности молодежи и новом, но уже популярном термине «брендинг».Александр Чумиков отметил, что тема, вынесенная на обсуждение, актуальна сегодня в гораздо большей степени, чем вчера, три года и пятнадцать лет назад. «Пятнадцать лет назад была другая политика, когда люди читали программы, обсуждали. Сегодня никто никакие программы не читает, не знает их никто», — признал печальный факт гость пресс-клуба. Он подкрепил свой тезис результатами недавних социсследований, которые показывают, что более 50% населения считают, что их интересы не отражает ни одна существующая в стране партия. Еще год назад так думали 30% российских граждан. «Мы наблюдаем сегодня кризис партий и кризис программ», — отметил Александр Чумиков, подвергнув критике ряд существующих партийных программ, которые все по своей сути мало чем друг от друга отличаются. Эксперт охарактеризовал ситуацию словами Владислава Суркова: «Идеология у нас есть, но она не вербализирована». «То есть сегодня в условиях обилия идеологии, документов, товаров нужны некоторые простые ясные понятные символические вещи, которые позволяли бы все это чувствовать, ощущать, осознавать», — отметил Александр Чумиков. Гость «Простых правил» не обошел вниманием и тему административного ресурса, который, по его словам, в наше время является едва ли не главным определяющим фактором исхода избирательной кампании. «Сегодня происходит абсолютно жесткая политика использования административного ресурса», — отметил эксперт. Что касается партии власти, то Александр Чумиков отметил: «Вероятно, на ближайших выборах и в Тюменскую областную Думу, и в государственную Думу „Единая Россия“ опять одержит сокрушительную победу. Но этот ресурс не просто небезграничен. Дальнейшее его использование на таком же уровне, с одной стороны опасно, а с другой — на определенном этапе станет неэффективным и, если хотите, съест сам себя». Несмотря на административное давление, которое испытывают избиратели, явка на выборы остается на самом низком уровне, отметил политолог. И здесь большую роль играет то, что из электорального пространства все больше начинает выпадать категория молодежи. «В результате состоявшейся интернетизации всей страны молодежь перестала испытывать воздействие первого и второго каналов телевидения, при помощи которых управляются сегодняшние избиратели. Молодежь уходит во влияние Интернет — среды, где начинают работать форумы, блогги, где люди не ждут партийных программ, а начинают общаться друг с другом», — отметил Александр Чумиков. По его словам, сегодня сложно прослеживать, откуда молодежь получает знания, о чем думает и прогнозировать поведение этой категории на выборах."Мы должны осознать новую реальность как реальность коммуникационную, когда работают другие механизмы общения, пропаганды или связи с общественностью, — отметил эксперт. — С другой стороны, стоит вопрос о брендинге, сравнительно новое, модное слово, когда мы должны работать не сколько с рационализированной пропагандой, потому, что по большому счету все партии пропагандируют одно и то же, а с имиджем, обликом, брендом партии. Чтобы они были визуализированы, чтобы они узнавались и распознавались и чтобы они несли простые понятные и позитивные тезисы". Подробнее, так сказать, на системном уровне, о брендинге Александр Чумиков рассказал на семинаре, который состоялся после пресс-клуба. Эксперт привел анализ ряда конкретных избирательных кампаний и рассказал о формировании различных партийных брендов. Так, он привел интересные примеры того, как выбор образа животного (медведя, сокола, слона, выхухоли