Прощеное воскресенье православные россияне отметят 22 февраля. Этот день завершает Масленицу и является днем подготовки к Великому посту.
В Прощеное воскресенье, по традиции, заканчивается употребление в пищу скоромных продуктов (в том числе сыра). Именно поэтому последнее воскресенье перед постом называется сыропустной неделей. Однако главным в этот день должно стать духовное очищение верующих, с которым следует вступать в семинедельный период Великого поста. Не случайно в Прощеное воскресенье церковь вспоминает изгнание Адама из Рая — событие, которое напоминает людям об их общей греховности, а также о том, что для возвращения в Рай необходимо очиститься от грехов.
В народе последний день масленичной недели называли также «проводами», «прощеным днем» и «целовальником». По традиции, родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог и я прощаю», — отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.
А с понедельника начинается Великий пост — семинедельный период, разделяющий в православном календаре масленицу (сыропустную неделю) и Пасху. Это время испытаний, ограничений и труда, положенное человеку для очищения тела и души от скверны и грехов и приготовления себя к должной встрече Воскресения Господня. Великий пост, впрочем, как и остальные православные посты — время, когда постящийся должен смирить свою плоть. Это выражается прежде всего в ограничениях, связанных с едой. Во-первых, у православных (русских, украинцев и белорусов, а также сербов, болгар и македонцев) из употребления изымается вся скоромная пища: мясо, молочные продукты, а также рыба (в отличие от католиков, которым в пост можно есть рыбу). Поэтому еда состоит в основном из каш, овощей и растительного масла. Во-вторых, дополнительным ограничением для человека становится и сокращение количества приемов пищи: вместо обычных трех раз во время Великого поста едят два (пропуская, по желанию, завтрак или ужин). Избавление от греха чревоугодия как раз и состоит в том, чтобы забыть о пище, не испытывать от еды удовольствие, а потреблять ее исключительно по необходимости.