Заключительным, победно-торжествующим аккордом международной конференции «Постмодернизм и судьбы художественной словесности на рубеже тысячелетий» стало открытие уникальной и не вписывающийся в общепринятые стандарты выставки «Тюмень как текст» в библиотеке Тюменского государственного института искусств и культуры.
Новая выставка, уже по традиции этого вуза — художественно-иллюстративная. Это значит, что посетители могут познакомиться и с книгами, и с картинами, и с другими предметами, отображающими заявленную тематику, — статуэтками, различной печатной продукцией и даже аудиокассетами. Но необычность экспозиции заключается не только в этом…
Так, в соответствии с канонами постмодернизма, понятие «текст» не является сугубо лингвистическим феноменом. Оно распространяется на весь мир, а это значит, что каждое произведение искусства — это и есть текст.
Как же авторы выставки «читают» Тюмень? Экспозиция представляет анатомию города (внешняя характеристика), физиологию (деятельность населения) и психологию. Последнее отображено в разделе «Тюмень и тюменщики», который знакомит с выдающимися людьми прошлого и настоящего, прославившими город.
А самый интересный раздел выставки называется «О, моя северная страна!», он посвящен тюменской рок-поэзии. Здесь и кассеты с аудиозаписью, и материалы о тюменских группах, а многие экспонаты настоящий «рок-раритет» — самиздатовские журналы и сборники текстов песен.
Поскольку Тюмень рассматривается как текст, то и музыкальное сопровождение одного из солистов тюменской рок-группы «Система безопасности» Владимира Доронина, которое внесло свою частичку в прочтение, было весьма кстати.
Кроме того, выставка стала и творческим дебютом для многих юных фотографов, представивших свои работы на обозрение тюменцев, например, для Николая Шевелева, ученика 9 класса. Кроме того, посетители выставки могут познакомиться с фотоэтюдами Андрея Черепанова, Сергея Шаповала, Константина Леонова, Ачар Булатовой, Константина Плеханова, Сергея и Надежды Чижовых, Наиля Шарапова, Александра Путкова.
«В Тюмени, кроме видимого образа, который существует и проявлен здесь в фотографиях, книгах, текстах, есть и более глубокий, невидимый образ. Мы пытались проявить видимый и невидимый образы через сопоставление, созвучие или противоречие световых пятен, образов художников, случайных фотографий и ксерокопий (не всегда качественных), чтобы архетипический образ города, специфика Тюмени из „бессознательного“ у каждого из нас всплывала», — призналась на открытии выставки Людмила Кайгородова, сотрудник областной научной библиотеки и одна из разработчиков концепции экспозиции.