Dipol FM | 105,6 fm

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОДХОДОВ

Тезисы доклада

Главной целью создания единой системы мониторинга на территории УрФО является организация на базе новых компьютерных технологий (систем мониторинга) межотраслевой (пресса, обзоры аналитических агентств, ТВ, РВ, Интернет и пр.) системы сбора, обработки, анализа и хранения информации, обеспечивающей динамическую оценку политпроцессов в региональных субъектах УрФО.

Анализ СМИ и мониторинг политических процессов позволяет решать, как минимум, три задачи:

1. Возможность оценить происходящие в субъектах политические процессы и формы их подачи в СМИ.
2. Возможность корректировать происходящие процессы, в том числе с использованием СМИ.
3. Возможность прогнозировать политические процессы.

Эти три общих, на мой взгляд, аспекта раскрывают значимость мониторинга как инструмента власти для оценки текущей политической ситуации и ее перспективы, а значит, дают возможность осуществления задачи социального управления, как в рамках отдельных субъектов, входящих в УрФО, так и на всей территории УрФО.

Мониторинг, как деятельность, складывается из следующих последовательно реализуемых этапов:

I. Сбор информации
1. Определение потенциально интересующих объектов мониторинга (персоны, организации, темы, события).
2. Оперативный сбор из общедоступных источников информации по заданным критериям (ТВ, РВ, пресса, Интернет и пр.).
II. Хранение информации
3. Преобразование этих материалов в текстовые документы.
4. Поиск в данных материалах информации по упоминаниям конкретных и потенциально интересующих объектов мониторинга (персон, организаций, тем, событий).
5. Занесение объектов мониторинга в базу данных системы для последующего отслеживания их упоминаний.
III. Систематизация информации
6. Оценка и описание объектов мониторинга по установленным критериям и параметрам.
7. Классификация и занесение информации в единое хранилище.
8. Контроль правильности занесения информации и при необходимости аналитическая обработка занесенных упоминаний.
9. Выборка, аналитическая, математическая и другая обработка информации для конкретного заказчика.
IV. Создание информационно — аналитического продукта
10. Создание пресс — обзоров, аналитических отчетов, производство лент мониторинга и т. д.

Остановимся на первом этапе — сбор информации

На сегодняшний день этот этап является наиболее проблемным. Территория УрФО - это шесть субъектов РФ, 112 городов и 1164 муниципальных образований. Чтобы иметь объективную картину о происходящих процессах на всей территории УрФО, необходимо ежедневно, по всему территориальному спектру организовывать сбор информации из различных источников (ТВ, РВ, пресса, Интернет — сайты, информация пресс — служб, аналитические обзоры и т. д.).

Какой инструментарий необходимо задействовать для реализации столь непростой задачи?

Здесь возможны следующие подходы:

1. Использование уже существующих систем мониторинга. Данные системы в той или иной мере внедрены на территории практически всех субъектов УрФО и включают в себя:

1.1. службы мониторинга аналитических отделов, существующие в администрациях крупных муниципальных образований. Этот ресурс задействовать необходимо. Но проблемным является следующее:

а) Не во всех субъектах УрФО четко отлажены механизмы сбора информации;

б) Каждая служба использует свой индивидуальный подход к сбору информации. А это создает сложность в упорядочивании информации и её форматированию по единым критериям на всей территории УрФО;

в) Не все аналитические службы при администрациях заинтересованы в том, чтобы «выносить весь сор из избы». Не каждый руководитель муниципального образования готов транслировать реалистичную картину обо всех происходящих на его территории процессах. Соответственно, не стоит, и надеяться на объективность оценок происходящего.

1.2. корпоративные и ведомственные службы мониторинга:
а) в данном случае ограничением является то, что корпоративные структуры, как правило, используют системы мониторинга для получения узко — специальной, профессионально значимой информации.

1.3. независимые фирмы, специализирующиеся в области сбора и анализа информации:
а) здесь мы сталкиваемся с извечной проблемой — проблемой финансирования.

2. Другим подходом является создание специализированной автономной системы сбора информации, действующей на территории округа:

2.1.Интернет — сайт «СМИ — УрФО».
Создание сайта позволит аккумулировать информацию за счет использования ресурса самих СМИ, базирующихся на территории УрФО. Нашей структурой (Информационно — консалтинговая группа «Цезарь») проведены предварительные процедуры для изучения возможности реализации этой задачи. Проработаны механизмы, позволяющие осуществить данный проект.
2.2.Создание сети корпунктов для сбора информации.
Как показывает практика, именно система корпунктов для сбора информации и позволяет проводить качественный мониторинг СМИ на территориях. Все ведущие агентства, специализирующиеся в области мониторинга, используют именно этот подход. Но опять — таки, этот подход требует немалых затрат. Для внедрения данного метода необходимо использовать финансовый ресурс крупных компаний.

Подведем итог: Создание единой системы мониторинга на территории УрФО на первом этапе возможно только при комплексном сочетании перечисленных методов с учетом их дифференцированного применения. Следующим этапом на пути производства мониторинга должно стать создание единой системы, позволяющей отслеживать материалы СМИ и проводить анализ политических, социальных и других процессов на территории округа по единым критериям и с использованием единой методики анализа. Только такой подход позволит нам сформировать наиболее полную и объективную картину процессов, происходящих на всей территории округа.

Этап второй- хранение информации

По данному вопросу можно дать краткое заключение: планируемый для хранения массив информации обещает быть весьма солидным. Для хранения данного объема информации потребуется дорогостоящее компьютерное оборудование и штат квалифицированных специалистов.

Этап третий — систематизация информации

Для создания единой системы мониторинга необходимо, чтобы работа с информационными потоками была автоматизирована.

Функции автоматизированных систем мониторинга в принципе стандартны:
1. На этапе получения информации:
— определить технологический процесс;
— определить точку выхода информации;
— извлечь данные;
— сохранить структуру данных.
2. На этапе предоставления информации:
— скомпоновать содержание;
— разработать навигацию;
— делегировать права доступа;
— персонифицировать информацию;
— администрировать процедуры.

Специалистами группа «Цезарь» был тщательно диагностирован рынок систем мониторинга. Проанализировано более 15 возможных системных вариантов — от разработок НТЦ «Система» на базе (ФАПСИ), информационно-справочных систем «ЮСИС», до знакомства с разработками курганских специалистов фирмы «Экспресс — информ».
Большинство изученных систем хотя и решают задачи обработки информационных массивов, но не работают с оперативной информацией и имеют ограниченные возможности при подготовке аналитических отчетов.

Более оперативны и интересны, на наш взгляд, системы типа «Артефакт», «IAS», «Press Online».
Данные системы используют так называемый язык знаний, или технологический интеллект. Благодаря языку знаний происходит систематизация информации (т.е. ее смысловое обобщение, анализ, структурирование и т. п.).
Естественно, у каждого системного продукта существуют свои возможности по обработке информации. Чем более высокими они являются, тем больше стоимость программного продукта.

В нашей структуре — Информационно консалтинговая группа «Цезарь», существует подразделение «Горки XI», которое осуществляет мониторинг СМИ Тюменской области.

В качестве наиболее оптимальной по соотношению затраты/ качество специалистами агентства «Горки XI» была выбрана одна из работающих на рынке систем мониторинга. Основные преимущества данной системы:

1) Программное обеспечение позволяет осуществлять поиск по базе данных с учетом большого количества заданных параметров-меток (источник, дата, тема, охват аудитории и т. п.), т. е. формировать на выходе достаточно точную и полную выборку из массива данных;

2) В результате работы возможно не только получение ленты мониторинга, но и проведение ее количественного и качественного анализа (например, отслеживание статистики появления в СМИ персон и компаний, динамики их информационной активности, проведение оценки охвата аудитории).

Этап четвертый — создание информационного продукта

Конечный информационный продукт, с одной стороны, зависит от операционных возможностей системы, а с другой — определяется потребностями и запросами заказчика. Если коротко, то продукты мониторинга СМИ могут выражаться в двух видах:
— описательный — например, лента мониторинга,
— аналитический — обобщение и анализ ленты с использованием, в числе других, математических и статистических методов обработки информации.
Теперь о качественных исследованиях.
Мы отдаем себе отчет в том, что качественные исследования требуют существенных затрат. И в ближайшее время не стоит рассчитывать на то, что данные исследования получать целевое финансирование из Федерального бюджета. Мы предлагаем следующую схему использования внебюджетных источников финансирования. Поясню на примере нашей информационной группы.
За два предыдущих года нашей структурой было проведено более двадцати избирательных кампании разных уровней. От губернаторских выборов до выборов Депутатов в ГД РФ. Естественно, в рамках избирательных процессов во многих муниципальных образованиях нами были проведены серьезные социологические исследования. К подобным исследованиям, как правило, разрабатываются объемные анкеты. Социологам не составляет труда внести — в дополнение к основному опроснику — вопросы, касающиеся, например, интересов УрФО и Федерального Центра. Этот метод с успехом апробирован нами в регионах. Данную схему можно использовать уже в ближайшее время (на выборах в Тюменскую областную Думу). Наша структура и, я надеюсь, другие организации, участвующие в избирательных процессах, готовы предложить свой ресурс для осуществления локальных социологических исследований по тематике, заданной службами Полномочного представителя Президента Р Ф.

Разрешите мне подвести основные итоги выступления по анализу существующих подходов мониторинга СМИ и политических процессов, а также по анализу проблем и перспектив мониторинга в региональных субъектах УрФО.

Основные проблемы, касающиеся создания единой системы мониторинга в УрФО, заключаются в следующем:

1. Отсутствие полномасштабного целевого финансирования программ, связанных с мониторингом как политических, так и иных процессов (социальных, правовых, административных, культурных и т. п.), происходящих на территории УрФО.

2. Отсутствие на территории УрФО единых автоматизированных систем, позволяющих осуществлять качественный мониторинг.

3. Отсутствие перспективной программы развития мониторинга на территории УрФО.

4. Отсутствие обученного кадрового резерва, способного осуществлять качественный мониторинг.

Решение этих проблем для каждого из субъектов УрФО и для округа в целом может идти по следующим направлениям:

1. Образование специализированного координационного совета при Полномочном представителе Президента УрФО, одной из функций которого должна стать разработка программы и создание единой системы мониторинга.

2. Создание единого информационного сервера, на котором в электронном виде аккумулируется информация от СМИ по каждому из субъектов УрФО.

3. Внедрение единых систем хранения и обработки информации.

4. Создание единого информационного бюро в рамках УрФО, осуществляющего внедренческую деятельность и координацию всех процессов, связанных с мониторингом.

5. В дальнейшей перспективе, при решении указанных нами проблем возможно включение УрФО в Единую российскую систему мониторинга СМИ и политических процессов. Я думаю, что в этом заинтересована и администрация Президента России.

Авторы: члены Политсовета — заместитель генерального директора «Сибнефтепровода» Дмитрий Огульчанский и генеральный директор «Информационно-консалтинговой группы «Цезарь» — Сергей Могила.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Соискатели активнее ищут работу весной и осенью
Соискатели активнее ищут работу весной и осенью
Кандидаты себя вольготно чувствуют, потому что рынок труда стал соискательским.
#работа
#вакансии
#эксперты
#УрФО
Керамистка открыла в Червишево школу ремесла для детей
Керамистка открыла в Червишево школу ремесла для детей
Сейчас в школе на постоянной основе занимается одна группа.
#мастер
#школа
#ремесло
#керамика
#Тюменская область
Уровень реки Ишим в Викуловском районе вырос еще на 12 см
Уровень реки Ишим в Викуловском районе вырос еще на 12 см
По словам губернатора региона, это не рекорд.
#паводок
#Александр Моор
#губернатор
#Тюменская область
#Викуловский район
#Ишим
В Тюменской области средняя зарплата превысила 77,5 тысячи рублей
В Тюменской области средняя зарплата превысила 77,5 тысячи рублей
За год она выросла на 17,4%.
#Росстат
#статистика
#деньги
#зарплата
#Тюменская область
#УрФО
#новости Тюмени
#новости России
В Тюмени родителей учат быть эффективными
В Тюмени родителей учат быть эффективными
Поднимаются также темы подросткового буллинга.
#семья
#подростки
#воспитание
#родители
#обучение
#центр Семья
#Тюмень