Dipol FM | 105,6 fm

Премьера в "Ангажементе" - лирические приключения старушек в трамвайном депо

Несмотря на то, что сцена малая, работа на ней была проведена масштабная.

— Потом чайку, и опять в рейс…

Засидевшаяся в четырех стенах Катерина, героиня премьерной постановки «Угонщица» в театре «Ангажемент», готова воплотить в реальность чужую выдумку, лишь бы только почувствовать себя живой, настоящей. Очень карантинную пьесу, на самом деле, написал уральский драматург Алексей Еньшин в 2018 году. В 2019-м ее взяли в «Четкие читки», в 2020-м — на малую сцену. А в зале под каждой маской наверняка скрывалась своя история самоизоляции, как и мечта о ее преодолении.

Замес — в духе времени. Пранкеры шутят над старушками.

Каким-то образом сочиненная ими история об угоне трамвая и пикнике с горячительным и пирожками просачивается в СМИ, не утруждавшимися проверкой фактов. Позже сами же шутники раскалываются: старушки ни при чем, не было никаких старушек. Но эта нелепая история стала песчинкой, вызвавшей лавину в жизни одной из бывших вагоновожатых (Людмила Петрушева). Лавина эта, безудержная, беспощадная, затянула всех, кто был рядом, от алкашей за стенкой до полицейского, пытавшегося в одиночку противостоять этой стихии, безуспешно.

Пьесу на читках и на сцене поставил артист театра «Ангажемент» Денис Рекало. Это не первая его работа в театре в качестве режиссера, но впервые в «Ангажементе» он указан и как художник-постановщик. Несмотря на то, что сцена малая, работа на ней была проведена масштабная, учитывая прошлогоднюю, теперь получается — тренировочную читку с проверкой на зрителях. Их отзывы и решили дело.

Потому и увиденное становится событием, важной для театра премьерой.

Смелость и отчасти дерзость постановки заключается не только в выборе молодым режиссером для молодежного театра пьесы про пожилых людей, которые при этом остаются современными персонажами, но и в предельном обнажении приемов. Зритель видит пожилых героинь, у которых, по умолчанию, все позади, на пустой в общем-то сцене. Как, чем мое внимание вы собираетесь удержать, мог бы спросить он, если бы у него был шанс. Денис Рекало умудряется так густо застроить эту пустоту и обмануть ожидания, что все вопросы скоро пропадают.

Сцена действительно пуста.

Серая бетонная коробка с тремя проемами в задней стенке. Два закрыты дверями, а в третьем виднеется обычный разрисованный граффити лифт. Посреди непривычно пустого пространства панцирная койка и тетрис из старых телевизоров (вот зачем театр бросал клич по их сбору), показывающих поначалу телевизионный снег. И это пустое пространство и экраны телевизоров становится единым холстом, куда проецируются тревожащие героиню образы идущего трамвая, снова и снова, по кругу. «Чайку, и опять в рейс». В какой-то момент этот замкнутый рельсовый круг в реальности распался, но в жизни героини в каком-то смысле остался прежним.

Ощущение пустоты пропадает.

Опытные артистки театра Людмила Петрушева и Ксения Кудрявцева получили возможность сделать ценное заявление — пожилые люди, запертые в своих квартирах, потому что не в силах спуститься по лестнице, выключенные из жизни, уже как бы свою жизнь номинально прожившие, но еще остающиеся, ждущие неизвестно чего, они реальны, с чувством юмора, беспощадным, бездумным, на зависть, авантюризмом и желанием просто жить и дышать. И этим героини, Катя и Таня, собственно, не отличаются от любого другого человека какого бы то ни было возраста.

Что символично, героини не вызывают жалости и чувства вины.

Возможно, потому, что созданы на тот момент 38-летним автором, о пенсии скорее всего знающим понаслышке. Но, к примеру, Катерина в исполнении Людмилы Петрушевой, хотя и едва передвигается по квартирке на больных ногах, тех самых, которые не в силах доставить героиню за пределы ее бетонной тюрьмы, но в какой-то момент искрометно пляшет, отпустив свои страхи, захваченная эйфорией от своей новой разбойничьей идеи, вдохновленная на дерзкое преступление, собирающаяся таким образом стать заметной, вернуть свою жизнь. Ее Катя — «преступница» лирическая, романтическая. Не жалость, а скорее зависть она вызывает. Терять ей нечего. Отчего бы и не помахать юбкой в окне угнанного трамвая? Таня Ксении Кудрявцевой настроена скептически, держит себя строго и даже сурово, хотя налицо ее мягкость. Но, видя, как веселится Катя, Татьяна тоже постепенно отпускает вожжи, тает.

Главный акцент автор, а за ним и режиссер ставит не на возрасте, одиночестве и заброшенности как будто стертых, вычеркнутых из жизни пожилых женщин, а на отношениях двух героинь, запутанных, неловких и, вроде бы, малозначимых. Или, на самом деле — на отсутствии отношений. Ну что там, в конце, концов, они могли не поделить? Клубок ниток, корвалол, коробку с бирушами? В течение последних сорока лет Таня лишь однажды приближалась к Катиному дому, и то только для того, чтобы проверить, не ее ли мертвое тело нашли пролежавшим полгода в запертой квартире, о чем писали в новостях. При этом так или иначе, даже на расстоянии, в состоянии бойкота по крайней мере одна из них продолжает разговаривать с другой, бесконечно проговаривая свою часть диалога. Она и сейчас пришла только проверить, не в тюрьме ли Катерина. Пьеса выстроена так, что тесной связи двух героинь мы узнаем постепенно, и лишь в кульминации понимаем, насколько эта связь глубока и прочна, несмотря ни на что.

Эти связи — когда все отношения оборваны, прекращены, все точки над и расставлены, все мосты сожжены и взорваны, адреса забыты, а номера телефонов удалены — если они настоящие, каким-то чудом налаживаются, прорастают вновь. Незаметно для героев и зрителей. Ну, а в свете последних событий можно добавить: чем дольше изолируемся, тем больше трамваев потребуется угнать.

А как впихнули в постановку трамвай?

Как ни странно, трамвай был. Трижды. Безумные, похожие на чужие сны, проекции несущегося трамвая — раз. Многофункциональная панцирная койка, исчезающая их обихода, как и трамваи, призрак иного, уходящего быта — два. Простой и шикарный ход — два ярких желтых прожектора за одной из дверей, возникающих внезапно и исчезающих так же, как будто в обычном коридоре многоэтажки проезжал виновник всего случившегося, — три. Жаль только, что вот этот ход с трамвайными огнями не становится по-настоящему акцентной точкой, мелькнув, как показалось, довольно случайно.

Для кого спектакль?

В зале на премьере сидела довольно разномастная публика. Наверняка и те, кто знал тюменскую «Угонщицу» по читкам. И все похохатывали. В пьесе много смешного, забавного, что артисты театра сделали еще более объемным и ярким.

Удивительным образом финал пьесы не оставляет ощущения трагедии. Наоборот, вся непростая история «старушек», собравшихся угнать трамвай, перерастает в давящий на мимими момент единения, даже идиллии. Сложно сказать больше, не пересказывая сюжет. Но самые любопытные придут в театр, а самые настырные разыщут пьесу. Словом, не важно, сколько вам лет, если вы когда-либо по-настоящему, окончательно и навсегда ссорились с близкими (а кто нет?), постановка для вас.

Следующие показы — в ноябре.

_Фото со страницы театра в ВКонтакте_

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Тюменец выплатил 1 млн рублей алиментов после удержания 70% зарплаты и ареста счетов
Тюменец выплатил 1 млн рублей алиментов после удержания 70% зарплаты и ареста счетов
К судебным приставам обратилась бывшая жена.
#УФССП
#судебные приставы
#алименты
#долг
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Александр Моор поприветствовал участников конференции "Университетская клиника"
Александр Моор поприветствовал участников конференции "Университетская клиника"
Она проходит в Тюмени уже в седьмой раз.
#клиника
#конференция
#врачи
#опыт
#губернатор
#Александр Моор
#новости Тюмени
#медицина
#тк
«Эффект Долиной» достиг регионов: как избежать рисков, покупая квартиру у бабушки
«Эффект Долиной» достиг регионов: как избежать рисков, покупая квартиру у бабушки
Важно учесть ряд нюансов.
#квартира
#недвижимость
#покупка
#риелтор
#новости России
#пожилые
#сделка
#тк
#новости Тюмени
Александр Моор: В подгорной части Тобольска открылась современная поликлиника
Александр Моор: В подгорной части Тобольска открылась современная поликлиника
Губернатор рассказал о новом медучреждении.
#Александр Моор
#губернатор
#поликлиника
#нацпроекты
#Тобольск
#Тюменская область
#здравоохранение
#медицина
#тк
Лариса Денисова: Первый этап стажировок «Боевого кадрового резерва» успешно завершен
Лариса Денисова: Первый этап стажировок «Боевого кадрового резерва» успешно завершен
В Тюменской области успешно завершилась первая волна стажировок в рамках проекта «Боевой кадровый резерв» — системной программы по адаптации ветеранов боевых действий и применению их опыта в гражданской сфере.
#Боевой кадровый резерв
#СВО
#проект
#стажировка
#обучение
#Тюменская область
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять