В центре придуманной истории фам фаталь, без которой, кто знает, может, никакой башни бы не было. Осторожно, есть спойлеры.
Зуб даю, что после фильма «Эйфель» (16+) режиссера Мартина Бурбулона вам захочется поехать в Париж и примерить реальную Эйфелеву башню на образ, показанный в кино, эту «дымовую трубу» и «прыщ на теле города». Такое непреодолимое желание возникает от того, как любовно показан в фильме процесс ее создания. Хотя техническими подробностями «Эйфель» вовсе не перегружен. Проверить на себе силу воздействия французского кинематографа можно в кинотеатре «Премьер», где 14 октября стартует показ ленты.
История знает многое, но не все. Почему, например, приверженец идеи строительства метро в Париже Густав Эйфель (Ромен Дюрис) вдруг в какой-то момент берется за отвергнутый им в начале проект башни ко Всемирной выставке? Идея фильма — отдать должное символу Парижа и Франции, одному из самых узнаваемых сооружений в мире. В чем соль, если кратко? Конечно, в центре придуманной истории находится фам фаталь (Эмма Каккей), без которой, кто знает, может, никакой башни бы не было.
Молодой инженер Густав Эйфель строит мост через Гаронну в Бордо, попутно вылавливая из реки рабочих, упавших со слишком узких — в целях экономии — лесов. Занятого спасением героя видит молодая девушка Адриенн. Она носит штаны, несмотря на возражения довольно нежных к ней поначалу родителей, и вообще ведет себя довольно раскованно, в том числе с малознакомым инженером, который, очевидно, сразу ее заинтересовал. Живой ум девушки, ее любопытство и отчаянная смелость приводят ее прямо в объятия Эйфеля, мокрую после сумасбродного купания в холодной Гаронне. Парочка вовсю обсуждает свадьбу. Но внезапно девушка пропадает безо всяких объяснений. Убитый горем Густав ждет возлюбленную у ворот опустевшего поместья и не дожидается. Покой, простое человеческое счастье, а еще судьбу будущего символа Франции ставит на карту случайная встреча Густава и Адриенн через двадцать лет…
Заинтригованы? Но даже после просмотра вопросы остаются, хотя странные происшествия в жизни героев вроде бы объясняются. Возможно, зрители сами должны решить, что к чему.
Сюжетные ходы в фильме делятся на две приметные категории: довольно ходульные подпорки сюжета и загадочная недосказанность. К первым относятся зажигательные (на самом деле нет) речи героя, которые должны вдохновить простых французских рабочих на подвиги во имя… двойной оплаты, к примеру. Ко вторым — почему раненная (ой, это спойлер) девушка после выздоровления не нашла своего инженера и все ему не объяснила? Или чего это родители вдруг взъелись на ухажера дочери настолько, что чуть ее не угробили (упс, еще один)?
Как бы то ни было, ручка кинопроектора крутится, просмотры мутятся. Ради чего смотреть? Вообще не удивительно, что фильм снят очень красиво, с уважением традиций старого кино — длинные красивые общие планы, внимание к деталям, обаятельные герои, вдохновляющие любовные сцены, непривычный и оттого бодрящий кинодискурс. А еще там прямо несколько раз использован один и тот же прием, когда глаза героев наливаются слезами от избытка чувств. Очень трогательно. В каком американском блокбастере, сработанном как швейцарские часы, вы такое увидите? А тут ручная работа. И наблюдать результат — странно приятно.
Башня до неба построена. Это официально самое высокое на тот момент сооружение в мире. На его вершине, в крошечной квартирке, сидит Эйфель и в светлой печали, обозревая мир, простершийся у его ног, выводит на силуэте башни букву «А» в имени Адриенн.
За непривычную сентиментальность, которой, казалось бы, уже нет места в современном кино, за действительно очевидную любовь и почтение к труду тех, кто создал необыкновенное произведение инженерной мысли, за чувство прекрасного — а Эмма Маккей в образе француженки конца XIX века все-таки прекрасна, за нежные чувства между инженером и его старшей дочерью — вот за что спасибо авторам. И за то, что ни один рабочий, даже в назидание потомкам, которые вдруг начнут «мыслить слишком широко», не сорвался с лесов и даже не сделал такой попытки. И только журналисты в этом фильме показали себя не слишком хорошими людьми.
Иллюстрация с портала kinopoisk.ru