С командой «SAX-мафия» в рамках проекта «Джазу — 100 лет!» Тюмень посетил Сергей Летов. Однажды с этим музыкантом приключилась романтическая история: когда он возвращался из Индокитая, где давал уроки игры на флейте наследнику престола, то посетил Тибет; там во время концерта на флейту Сергея сели сразу семь бабочек. Местные монахи пали ниц: ведь восемь бабочек опускались только на флейту Будды.
Но, как оказалось, это лишь чудесная сказка, «утка», пущенная одним из столичных журналистов, которая переросла в миф об этом человеке. «Преемником Будды» стали называть его журналы, а на одном из приемов в закрытом московском клубе буддистский Лама «на всякий случай» пожал музыканту руку. Об этом на пресс-конференции журналистам рассказал сам Сергей Летов.
Кто же на самом деле этот человек, удостоившийся в народе столь высокого звания, и его друзья-«мафиози»? Обо всем по порядку…
«Саксофонная мафия» в составе Сергея Летова, Николая Рубанова и Эдуарда Сивкова дала свой первый гастрольный концерт в джаз-кафе «ARMSTRONG-CLUB». Команда еще молода, существует с февраля этого года, хотя музыканты давно знакомы и имеют за плечами богатую профессиональную биографию.
Фри-джаз в исполнении трех саксофонистов, особенно если в руках одного из них бас (или «свинья» как называют инструмент из-за характерного звука), а именно так начали свое выступление «мафиози», — это музыка, которая сначала ошарашивает, потом к ней привыкаешь, а потом она начинает нравиться.
«Пристегните прицепные ремни, чтобы не сдуло!», — посоветовала перед выступлением команды Инга Лударева, директор «ARMSTRONG-CLUB», и недаром. Судя по реакции зала, большинство из присутствующих в своем познании фри-джаза прошли именно три стадии: от тишины до первых робких аплодисментов, а затем до криков «Браво!».
Позже в руках музыкантов появлялись самые разнообразные инструменты, которые ожидали своей очереди тут же на сцене: различные виды саксофонов, кларнеты — «все, что кривое», как определили их сами участники «мафии». А Сергей Летов играл и на флейте.
Предоставим «SAX-мафии» немного рассказать о себе:
Сергей Летов: Я начал играть очень поздно, моя профессия была связана с космической техникой, и я не собирался быть музыкантом. Однажды я красил пол, поставил тут же включенный радиоприемник, но закрасил к нему все подходы, поэтому поневоле пришлось слушать ту музыку, которая меня мало интересовала: на радиостанции «Голос Америки» передавали беседы о джазе…
Когда я докрасил пол, я понял, что стану саксофонистом и буду играть ту музыку, которую слушал впервые в жизни — фри-джаз. Это было летом 1980-го года, когда не «глушили» радиоволны. И уже в сентябре я купил себе свой первый саксофон.
При всем этом, в детстве я учился играть на фортепиано, но ненавидел музыку и очень гордился тем, что мне удалось бросить музыкальную школу. (Позже Сергей Летов окончил эстрадно-духовое отделение Тамбовского Культпросвет-училища — авт.)
Эдуард Сивков: Я окончил музыкальную школу, причем с отличием. То, что я начал играть на саксофоне — тоже совпадение, просто попал в нужную обстановку, и кто-то показал, как это делается.
Николай Рубнов: В 1980-м году я обучался на физическом факультете ленинградского университета, в это время играл на губной гармошке. И как-то раз, после одного из концертов, мои товарищи сказали, что я буду очень хорошо смотреться с саксофоном. Поэтому я в течение месяца ходил на занятия к старому саксофонисту, он и показал, что и как нажимать. И вся жизнь пошла «наперекосяк». (Николай смеется — авт.)
А секрет «завоевания публики» музыканты определяют как триединство искренности, открытости и честности. И это чувствуется.