Сегодня в Москве проходит очередное заседание правительства России. В частности, на нем будет рассмотрен вопрос о совершенствовании законодательства о банкротстве. К настоящему времени правительством утверждены 17 актов, касающихся данной сферы.
По итогам 2003 года в производстве арбитражных судов Российской Федерации находилось 61 152 дела о банкротстве, без учета отсутствующих должников — 22 227 дела. По сравнению с 2002 годом количество дел о банкротстве в арбитражных судах уменьшилось почти на треть.
Как сообщили корреспонденту интернет-газеты «Вслух.Ру» в пресс-службе правительства, данное обстоятельство обусловлено снижением количества процедур банкротства отсутствующих должников, при этом динамика дел о несостоятельности иных предприятий изменилась незначительно.
По состоянию на 1 января 2004 года реализация законодательства о банкротстве может быть характеризована следующими данными:
— всего в производстве арбитражных судов находилось 61 152 дела о несостоятельности (банкротстве) организаций-должников;
— находилось в процедуре наблюдения 3005 должников;
— находилось в процедуре финансового оздоровления 14 должников;
— находилось в процедуре внешнего управления 1051 должников;
— находилось в процедуре конкурсного производства — 55 583 должника, из них 38 925 отсутствующих должников.
Незначительное количество процедур финансового оздоровления и мирового соглашения вызвано отсутствием в законодательстве о налогах и сборах положений, устанавливающих порядок и сроки погашения задолженности по обязательным платежам в указанных процедурах банкротства. В частности, мировым соглашением завершились 120 процедур банкротства.
В связи с необходимостью предотвращения конфликта интересов в делах о банкротстве и процедурах банкротства были разделены функции федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, на законодательном уровне был определен институт саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, на которых возложены функции контроля и надзора за деятельностью арбитражных управляющих.
Опыт проведения процедур несостоятельности выявил необходимость дальнейшего совершенствования законодательства о банкротстве. В целях устранения противоречий и правовых пробелов, а также уточнения отдельных положений действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) федеральными органами исполнительной власти разработаны 6 проектов федеральных законов.
Так, будут вноситься изменения в Налоговый кодекс, в закон «О несостоятельности (банкротстве)», которые предусматривают увеличение сроков предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов в связи с угрозой банкротства.
Изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях" направлены на уточнение составов правонарушений «неправомерные действия при банкротстве», «преднамеренное банкротство», «фиктивное банкротство» и мерах ответственности за их совершение.
Изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве)» направлен на уточнение правового положения арбитражных управляющих, порядка их назначения, отстранения и освобождения, а также детализацию процессуального статуса и полномочий саморегулируемой организации арбитражных управляющих, порядка формирования ее компенсационного фонда, ответственности за действия (бездействия) арбитражных управляющих.