Концепцию приоритетных задач развития автомобильной промышленности рассмотрит сегодня правительство России. Главная цель концепции - создание условий, обеспечивающих развитие российской автомобильной промышленности, и ограничение ввоза на российский рынок авто со сроком эксплуатации более 5 лет.
9 вопросов вынесено на повестку дня сегодняшнего заседания правительства России. Один из самых масштабных — реализация в среднесрочной перспективе (2005−2008 гг.) концепции приоритетных задач развития автомобильной промышленности России. Как сообщили «Вслух.Ру» в департаменте правительственной информации, сегодня в автомобильной отрасли России объединено более 250 крупных и средних предприятий, на которых работает 658 тыс. человек, выпускающих ¼ продукции всего машиностроительного комплекса и обеспечивающих 4% поступлений в бюджет страны. Необходимость рассмотрения правительством ситуации в автомобильной отрасли объясняется быстрым ростом продаж легковых автомобилей в 2004 году. В условиях стабилизации выпуска авто внутри страны в последние годы, а также ограничения ввоза подержанных иномарок, большая часть роста продаж была достигнута за счет притока новых дешевых иномарок преимущественно корейского производства. Таким образом, 25%-ный барьер, обеспечивавшийся существующей ставкой ввозной таможенной пошлины, был перекрыт ростом платежеспособного спроса населения. В 1 квартале нынешнего года быстрыми темпами продолжал увеличиваться импорт легковых автомобилей. Так, на фоне падения продаж отечественных авто с 232 тыс. шт. в 1 кв. 2004 года до 200 тысяч — в 1 кв. 2005 года, продажи новых иномарок возросли с 46 тыс. шт. до более чем 80 тысяч, подержанных иномарок — с 63 до более чем 90 тысяч штук. Правительство полагает, что в этих условиях на российском автомобильном рынке возможны два альтернативных варианта развития ситуации: продолжение роста импортных поставок на фоне существующих таможенных барьеров (инерционный прогноз), или стимулирование развития полноциклового производства и сборки перспективных иностранных моделей внутри страны (целевой прогноз).Реализация инерционного прогноза, когда большая часть спроса на легковые автомобили будет удовлетворяться за счет импортных поставок, приведет в 2010 году к тому, что импорт, достигнув 1 — 1,1 млн. штук в год, примерно сравняется с производством действующих сейчас российских заводов. Это будет способствовать консервации сложившейся сырьевой структуры отечественной экономики. В этой связи правительство считает целесообразным ускорить развитие автомобильной отрасли внутри страны, создать дополнительные рабочие места и трансфер передовых технологий. Плановыми ориентирами реализации целевого прогноза должны стать стабилизация к 2010 году импорта новых легковых автомобилей на уровне 500−550 тысяч штук в год и рост производства иностранных моделей до 700 — 950 тыс. штук в год внутри страны. Приоритетными целями на 2005 — 2008 гг. являются создание условий, обеспечивающих развитие российской автомобильной промышленности, ее интеграцию в мировое автомобилестроение. Так же предлагается проработка предложений по ограничению ввоза на российский рынок иномарок со сроком эксплуатации более 5 лет. Согласно прогнозам, к 2008 году парк легковых автомобилей в стране возрастет до 30 млн., уровень автомобилизации населения достигнет 220 автомобилей на 1 тыс. жителей против 170 автомобилей в 2004 год. Напомним, что в день рассмотрения правительством концепции развития автомобильной промышленности в ряде регионов России, в том числе, на Камчатке, в Приморском крае и Тюменской области пройдут акции протеста против запрета на ввоз иномарок с правым рулем и роста таможенных пошлин на подержанные машины.