С поставленной задачей по ликвидации лесных пожаров в сложных условиях Красноярского края личный состав Тюменской авиабазы успешно справился.
В Тюмень вернулась команда десантно-пожарной службы Тюменской авиабазы. Целый месяц с 6 августа по 7 сентября 38 человек (15 — из Тобольского авиаотделения и 23 — из Уватского) работали на тушении лесных пожаров в Красноярском крае, а именно в Богучанском и Эвенкийском районах. В рамках межрегионального маневрирования работники десантно-пожарной службы из тех районов страны, где складывается спокойная лесопожарная обстановка, направляются в так называемые «горимые регионы», где своими силами уже не справляются со стихией.
Начальник летно-производственного отдела по пожаротушению Тюменской авиабазы Максим Белоусов рассказал, что в Красноярском крае из-за аномально жаркого лета была объявлена чрезвычайная ситуация в связи с лесными пожарами. На утро 9 августа, когда тюменцы прибыли в Богучаны, самые сильные пожары бушевали именно здесь, а также в Иркутской области и Якутии.
«В Красноярском крае на эту дату действовало 130 лесных пожаров на площади 971 тыс. 796 га, в Иркутской области — 136 (708 тыс. га), в Якутии — 159 (883 тыс. га). То есть наши ребята попали в самое пекло», — пояснил Максим Белоусов.
Тюменцев направили на Богучанское авиаотделение Красноярской авиабазы. Оттуда их вертолетами доставляли на лесные пожары. Высаживали непосредственно на кромку пожара. «Горело очень много, поэтому СМИ не преувеличивали, когда рассказывали о масштабах чрезвычайной ситуации, — говорит инструктор десантно-пожарной команды Тобольского авиаотделения Тюменской авиабазы Алексей Лыткин. — Было все очень серьезно. Пожары большей частью распространялись в сопках. Сопки с уклоном от 20 до 40 градусов. Для безопасности нас высаживали рядом с рекой, чтобы была поблизости вода. Иной раз приходилось от табора (так называется место стоянки, где разбивается временный лагерь — Прим. ред.) до кромки пожара идти больше километра. Самое большое расстояние, которое мы преодолевали, — 2 км 600 метров до кромки. Вставали рано утром, завтракали, брали с собой сухпайки, весь необходимый противопожарный инвентарь и больше километра шли до кромки пожара. Работали практически до темноты — весь световой день».
На помощь Красноярску, Иркутску и Якутии приехали пожарные со всей страны. «Тушили во взаимодействии с работниками других авиабаз. Вместе с нами прилетели 55 человек Уральской авиабазы, были ребята из Республики Марий Эл, Бурятии, Забайкальского края, Томской и Омской областей, Москвы, специалисты Приволжской авиабазы, то есть федеральный резерв. Один пожар на площади больше 2,5 тыс. га тушили больше 140 работников авиапожарной службы. Представляете, сколько людей подтянули с разных авиабаз. Выстраивались по кромке в цепь и приступали к работе», — продолжает Алексей Лыткин.
По его словам, самым сложным в тушении пожаров был рельеф местности: крутые сопки и отсутствие воды в том месте, где горит. «Лесная подстилка, в отличие от тюменских лесов, не глубокая, сантиметров 30. Дальше — камень. Об эти камни „поубивали“ все лопаты — минполосы копаем же вручную, — вспоминает Алексей Лыткин. — Попробуйте в камнях покопать! И опасным было то, что лесная подстилка при низовом пожаре быстро прогорала, буквально минут за 40. Вместе с ней выгорали корни деревьев, и они начинали падать. Поэтому постоянно приходилось друг друга страховать. Когда лесной пожарный подпиливает дерево, то он не слышит и не видит, что у него за спиной происходит. Его товарищ в это время контролирует, чтобы другие падающие деревья не придавили человека. Потому что самой главной задачей для нас было вернуться домой живыми и невредимыми».
Несмотря на то, что проходила информация, будто леса поджигали намеренно, за все время работы на пожарах наши ребята поджигателей не видели. «Сами были свидетелями сухой грозы, когда подстилка от удара молнии загоралась. Рукотворный пожар может возникнуть там, где ходят охотники, грибники, ягодники. А в тех местах, на сопках ничего нет. Мое мнение, по большей части виноваты „сухие“ грозы без дождя», — уверен Алексей Лыткин.
Успешное тушение лесных пожаров в первую очередь зависит от раннего обнаружения возгорания. «А мы прилетели в Красноярский край, уже когда американцы начали предлагать свою помощь. На Востоке страны площадь лесов намного больше, чем, допустим, в Тюменской области. Летишь на вертолете — и до горизонта тайга, которая отличается от нашей. У нас очень много речушек разных, озер, болот, а там сплошное „зеленое море“. Ребята говорили — скучно так летать. Над нашими лесами веселее, есть хоть озера, реки, болота», — смеется Алексей Лыткин.
«В Красноярском крае холмистая местность и в основном хвойные леса. Поэтому огонь там распространяется очень быстро, в отличие от Тюменской области, где низменность, равнина и много болот», — поддержал товарища инструктор десантно-пожарной команды Уватского авиаотделения Тюменской авиабазы Сергей Мацынин.
В короткие промежутки отдыха, когда очередной лесной пожар ликвидирован, ребят вывозили на базу, где они топили баню, стирали вещи, отдыхали. «Нас очень хорошо встречали на Богучанском авиаотделении. Начальник отделения молодец: и воду вовремя подвозили, и дрова предоставляли. Максимум сутки-двое на отдых и на следующий пожар», — продолжает Алексей Лыткин.
«Мы профессионально выполняли свою работу. Ребята из Увата оказали помощь в тушении шести лесных пожаров на площади ликвидации 5 тыс. 80 га. Три лесных пожара потушили самостоятельно на площади 31 га, — пояснил Сергей Мацынин. — Тоболяки оказали помощь в тушении восьми лесных пожаров на площади ликвидации 3 тыс. 147 га. Страха никакого не было, если ты профессионал, то должен знать свое дело и работать как положено. Большое внимание уделяли технике безопасности, обеспечивая себе пути отхода на случай непредвиденной ситуации».
Естественно, в дали от дома наши ребята скучали по родным. «Как удавалось выезжать с пожара, сразу все бежали к розеткам заряжать телефоны. Это была сама большая проблема — найти точку зарядки, — улыбается Алексей Лыткин. — Сразу все писали сообщения, звонили родным, чтобы пообщаться. Потому что и жены, и дети, и родители — все переживали за нас».
«Мы люди привычные к разлукам с родными и близкими. Мой двадцатилетний опыт свидетельствует, что это нормальное дело. За эти годы где только не побывал. Облетел всю Тюменскую область, работал на пожарах в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, в Якутии, в Мурманской области
За успешную работу и оказанную помощь тюменцев поблагодарил начальник Богучанского авиаотделения. «С поставленной задачей по ликвидации лесных пожаров в сложных условиях Красноярского края личный состав Тюменской авиабазы успешно справился. Десантники-пожарные Уватского и Тобольского авиаотделений показали хорошие результаты работы со знанием тактики и техники тушения лесных пожаров. Ходатайствую о поощрении всего личного состава» — говорится в справке-отзыве о проделанной работе за подписью начальника Богучанского авиаотделения. Сегодня в адрес Тюменской авиабазы поступило благодарственное письмо от руководителя Красноярского краевого лесопожарного центра за своевременную и качественную помощь в тушении лесных пожаров.
15 сентября в нашей стране отмечается День работников леса. В преддверии профессионального праздника Максим Белоусов подвел предварительные итоги работы. На сегодняшний день в Тюменской области возникло и потушено 115 лесных пожаров. В прошлом году за аналогичный период было зафиксировано 126 возгораний. При этом площадь лесных пожаров в этом году составила 2 тыс. 468 га (в 2018-м — 1 тыс. 315 га). «Большая площадь пожаров в этом году объясняется не всегда благоприятными условиями по их тушению, сложными погодными условиями — сильный ветер, отсутствие атмосферных осадков», — пояснил Максим Белоусов.
От имени Тюменской авиабазы он поздравил всех сотрудников и ветеранов лесной отрасли с профессиональным праздником: «Хочется пожелать всем здоровья, семейного благополучия и успешной работы по сохранению лесного фонда Тюменской области и страны».