Всем региональным подразделениям от МВД даны соответствующие указания.
Каждый день в России регистрируется от 80 до 120 случаев пропажи детей, за год в розыск объявляется до 20 тысяч. Около 50 детей исчезает бесследно, остальных удается найти. Тем не менее тема розыска детей находится на острие общественного внимания в том числе и МВД. Об этом на прошедшей конференции «Социальное волонтерство в России: перспективы развития, опыт регионов» заявил начальник отдела федерального розыска скрывшихся, без вести пропавших лиц и идентификационной работы организации оперативно-розыскной деятельности Главного управления уголовного розыска МВД России Михаил Карпунин.
По его словам в МВД уже налажено сотрудничество с крупными добровольческими отрядами, занимающимися поиском детей, подразделения уголовного розыска поддерживают связь с волонтерами через координаторов. Правовой основной для сотрудничества является статья 10 федерального закона «О полиции», в которой говорится о том, что при осуществлении своей деятельности полиция взаимодействует с другими правоохранительными, государственными, муниципальными органами, а также общественными организациями, объединениями и гражданами. Путь к сотрудничеству с волонтерскими объединениями был непростым, зачастую не было согласованности в действиях полиции и добровольцев, поисковые работы дублировались.
«Наши коллеги не владели информацией о возможностях созданных волонтерских отрядов, затрудняло общение отсутствие в некоторых подразделениях полиции Интернета, отсутствовала и практика привлечения поисково-спасательных отрядов МЧС России», — пояснил Карпунин, обратив внимание, что проблемы во взаимодействии остаются, но ситуация уже начинает меняться — в регионы были направлены указания о порядке взаимодействия с волонтерами. Методические рекомендации даны и волонтерам и уполномоченным по правам ребенка в регионах.
Депутат областной думы Павел Белявский поинтересовался у представителя МВД тем, кто именно в регионах отвечает за координацию с волонтерами, на кого возложена эта обязанность: на начальника УМВД, его заместителя, либо в розыскном управлении оперативники сами выстраивают работу? Дело в том, что взаимодействие с волонтерами требует отдельной подготовки, равно как и специфика поиска ребенка отличается от поиска взрослого человека.
По словам Михаила Карпунина, специального подразделения для поиска детей, к сожалению, не создавалось, не позволяют штаты, тем более после сокращения. Поэтому сотрудничество полиции с волонтерами становится еще более актуальным. Карпунин также отметил, что если где-то еще не достигнуто взаимопонимание с волонтерскими организациями, можно обращаться сразу в МВД, можно через уполномоченных по правам ребенка в регионах.
К поиску детей в Тюмени привлекаются общественная организация «За безопасное детство» и поисковый отряд «Белая Сова-Тюмень», который входит в ассоциацию «Поиск пропавших детей». Волонтерские движения, ориентированные на поиск детей, в Тюмени появились после исчезновения школьницы Ани Анисимовой, которую до сих пор не могут найти.