Здесь хмурые деревянные идолы, охотничьи принадлежности из кожи и кости, атрибуты «медвежьих игрищ» и поделки из разных материалов.
Археологический музей-заповедник на озере Андреевском готовится к большому празднику «Вороний день», который отметят 11 апреля. Им ханты и манси знаменуют приход весны. Правда, название праздника по-мансийски звучит — «Урин эквахотал», а по-хантыйски — «Ворнахатл». Но суть от этого, как говорит заведующая музеем-заповедником Ирина Малых, не меняется. Вороны, которые у большинства европейцев ассоциируются с дурными предзнаменованиями и кладбищами, у северных народов обозначают наступление долгожданного тепла.
Но обо всем этом подробно расскажут на Андреевском в субботу. Пока же, чтобы настроиться на нужный лад, музейный комплекс имени Ивана Словцова приглашает горожан на выставку «Живая архаика Севера», что открылась в музее изобразительных искусств и посвящена традиционному и изобразительному искусству коренных народов Севера.
Куратор экспозиции Александра Ефимова рассказывает, что предметы, собранные в небольшом музейном зале, — лишь верхушка того айсберга, что хранится в фондах. Показать все, что есть, не позволяет скромная площадь зала, потому экспонаты отбирались тщательно — только самое важное, интересное, знаковое.
«Это не просто выставка, а выставка-хранение, — пояснила куратор для гостей. — Вы знаете, что задачи у музея две: сохранить и показать. В фонде экспонаты хранятся концентрировано, посмотреть на них можно, лишь вынув из коробок или другой упаковки».
На выставке же все расположено удобно — в витринах за стеклом. Здесь хмурые деревянные идолы, подобным жители Севера и сегодня приносят дары, охотничьи принадлежности из кожи и кости, атрибуты «медвежьих игрищ» и поделки из разных материалов, таких как сукно, металл, береста, мех.
Довольно много места куратор выделила для кукол, объяснив свой выбор тем, что кукла — первое, что ребенок получает в подарок, и первое, что, подрастая, учится мастерить. Куклы в основном сделаны из ситца. Это не просто игрушки, но еще и оберег: сворачивая куклу (а мастерится она без единого шва), мама и ребенок вкладывали в нее свою теплоту и доброту.
«У народов Севера, у ханты и манси, существует два вида кукол — из утиного носа и меха и из ткани (период современный). Сегодня более в ходу из ткани. Ткань доступна», — пояснила начальник отдела культуры коренных малочисленных народов Севера ДНК «Строитель», председатель общественной организации финно-угорских народов Любовь Собянина, которая вместе со своей вокальной группой «Хэс» участвовала в открытии экспозиции.
Таких изменений в культуре северных народов — немало. Например, варган, на котором играет одна из вокалисток группы «Хэс», раньше вырезали из дерева и кости, а теперь чаще отливают из металла. Потому выставке и дали название, близкое к оксюморону: покрытая пылью времен архаика ожить, казалось бы, не может. Но куратор экспозиции Александра Ефимова с этим не согласна: «Почему архаикой называется? И почему живой? Архаика — значит древность. Это культура передавалась из поколения в поколение тысячелетиями. Если мы вспомним Гомера, уже у него говорится о финно-угорских народах достаточно ярко. Но она жива, потому что является основой для работы современных художников. Ее уникальность в том, что она никогда не умирала».
А в подтверждение — северный колорит скульптур Геннадия Хартаганова и Виктора Ядне, живопись Константина Панкова и Геннадия Райшева.
Выставка «Живая архаика Севера» станет постоянной экспозицией музея ИЗО. На ее базе запланированы мероприятия для детей и взрослых, которые состоятся во время Музейной ночи этого года.