Тюменским экспертам все-таки удалось установить по маркировке настоящий венский фарфор.
Возможно, две вазы венского фарфора, с 1939 года хранившиеся в тюменских музеях, были подарены Наполеоном российскому императору Александру Первому после подписания Тильзитского мира. Об этом на открывшейся в Тюменском музее изобразительных искусств выставке венского королевского фарфора заявила ее куратор, хранитель коллекции и искусствовед Людмила Осинцева.
По ее словам, в 1939 году Тюменский краеведческий музей пополнился двумя венскими вазами, привезенными из Эрмитажа. Они не привлекали к себе особого внимания среди уже имевшихся экспонатов западноевропейского фарфора. На донце каждой из них стоит маркировка синего кобальтового щита, и у музейных работников были сомнения, что они настоящие. Подделок очень много.
Но экспертам все-таки удалось установить по маркировке, что это настоящий венский фарфор. Видимо, после революции эти вазы из частных коллекций попали в Ленинградский и Московский музейные фонды, где пролежали до конца 1920-х годов, а потом были разосланы по периферийным музеям.
Во время Великой Отечественной войны многие шедевры мирового искусства были эвакуированы из Ленинграда и Москвы в глубокий тыл и оказались в Екатеринбурге, Омске, Новосибирске и Красноярске, где пополнили собой провинциальные музеи.
«Тюмени досталось не очень много „мейсенского“ фарфора. Мне попали в руки акты его передачи Тюменскому краеведческому музею, датированные 1939 годом. Складывается впечатление, что описи составляли малограмотные люди, и по этим „документам“ очень сложно определить и идентифицировать фарфор. Но двум вазам повезло, у них есть настоящие клейма. Хотя подделок синего щита на донышке предостаточно даже в музейных собраниях», — сетует Людмила Дмитриевна.
Как стало известно, существование венской королевской фарфоровой мануфактуры слишком коротко, и она стоит особняком в западноевропейской истории. Просуществовала не долго, с 18 до середины 19 века. Именно в это время шла война с Наполеоном, на Австрию обрушились экономические трудности и в искусстве наступил некий застой. Но даже за столь короткий срок у нее сложился свой стиль.
На экспозиции представлена трехсоставная разборная ваза-ароматница 18 века с нотками греческого орнамента, выполненная в стиле неоклассицизма. Все скромно и со вкусом. «Большое счастье, что мне удалось найти аналоги изображений двух живописных медальонов на второй вазе, и с каких гравюр они написаны. Оказалось, что австрийский художник заимствовал один сюжет у французского гравера Жана Мишеля Мора младшего, иллюстрировавшего книгу греческих мифов «Метаморфозы Овидия». А на медальон противоположной стороны вазы он перенес изображение с картины Луки Камбьязо, которая по настоящее время находится на Вилле Боргезе — одной из главных достопримечательностей Рима.
Австрийские мануфактуры использовали для производства высококачественного фарфора местный каолин. Венский фарфор очень ценился и его преподносили в подарки и изготавливали под единичный заказ вельможам и императорам.
Вена была историческим, географическим и политическим центром Европы, где собиралась вся знать, заключались перемирия и проходили конгрессы. Бывали
там и русские императоры. Многие из известных австрийцев находились с ними в родстве. В частности, прусская королева Луиза была бабушкой русского императора Александра Второго, и ее изображение есть на миниатюре, хранящейся в нашем музее изобразительных искусств.
После подписания Тильзитского договора в 1807 году много королевского венского фарфора Наполеон подарил российскому императору Александру I после Войны четвертой коалиции 1806−1807 годов, в которой Россия помогала Пруссии. Очень может быть, что две, выставленные сегодня в тюменском музее венские вазы вместе с другими подарками попали в Россию.