Естественная норма уровня реки Тура во время паводка — 650−700 сантиметров. Но в последние годы с незавидным постоянством Тюмень «посещает» большая вода, превышение уровня составляет 2−2,5 метра. По словам начальника городского управления по делам ГО
«Необходимо исследовать реку, как мы повлияли на ее водный режим. В верховье Туры (Свердловская область), в нее вливается 50 притоков, там же расположены промышленные предприятия. Но они больше загрязняют, чем оказывают влияние на паводок», — говорит Леонид Юрьевцев.
«Самое узкое место в Туре — это акватория, расположенная на территории Тюмени. Застройка поймы реки (Заречные микрорайоны) нарушила ее естественный ток. Подходя к городу широкой поймой, разливаясь на километры, здесь река „тормозит“. И сегодня Тура „ведет себя“ сложно и непредсказуемо. Она пилит дно, увеличивается скорость течения, что приводит к обрушению правого берега, ведь он не укреплен. Сейчас на областные деньги ведутся работы по строительству дамбы, но когда закончится эта работа, пока неизвестно».
По мнению Юрьевцева, решение проблемы есть. «Нужно приблизить к естественному току пойменную часть Туры. Для разгрузки русла необходим регулируемый сбросной канал по парфеновской пойме, территория пока не застроена, что позволит начать работы. Каналы нужно проводить через улицы Алебашева, Щербакова, Профсоюзную, Мельникайте — в озеро Круглое. Они разгрузят уровень воды на пике паводка в Туре на 30−40 сантиметров. В перспективе канал, „одетый“ в бетон, хорошо обустроенный, может стать зоной отдыха для горожан», — говорит Юрьевцев. Цена вопроса по предварительным данным — более 6 миллиардов рублей. Причем, основу нужно закладывать сейчас, выделять деньги на проектирование, и с предложениями выходить на область и Федерацию. «Будут проекты, можно начинать разговор о финансировании, пока идти не с чем, одни мои ежегодные слова. Я 10 лет об этом уже говорю», — заявляет Юрьевцев.
Существует еще одна причина большой весенней воды в Тюмени. Город расположен так, что идет уклон с южной его части к реке. К тому же, в результате застройки микрорайонов изменился режим грунтовых вод. И сейчас Крестьянские места, Московский тракт, почти все микрорайоны в период снеготаяния на полях Тюменского района всегда подвергаются подтоплению. Также проходящая через Тюмень Транссибирская магистраль условно делит город на две части. Существуют так называемые проходы, по которым сбрасывается вода — по реке Тюменке в районе железнодорожного вокзала, в районе аэропорта Плеханово и другие. Сейчас они являются бесхозными, деньги на их содержание не выделяются.
На территории Тюмени строится множество коттеджей, в результате другие районы оказываются в низинах, затрудняется естественный сток. Ливневая канализация собирает воду лишь с дорог, причем, только 13,9% тюменских дорог ее имеют, воде деваться совершенно некуда.
По словам Леонида Юрьевецва, есть и еще одна причина перенасыщения Тюмени водой. При авариях водопроводных, канализационных, тепловых сетей уровень грунтовых вод существенно повышается.
«В 2002 году сдвинули дело с мертвой точки в двух вопросах. Если ранее все 45 километров тюменских дамб были бесхозными, то в минувшем году мы провели их паспортизацию. Сейчас их принимает в муниципальную собственность департамент имущественных отношений. 2,3% от общей протяженности дамб будет находиться в собственности предприятий. После этого начнем заключать договоры с организациями, ведь многие используют тело дамбы в производственных целях».
В 2003 году начнутся работы по реконструкции водозаградительных дамб в районе ДОКа «Красный Октябрь» протяженность 6,4 километра. Таким образом, будет решаться проблема водопонижения территории. Деньги выделены из областного бюджета — 5 миллионов рублей.