Dipol FM | 105,6 fm

Петр Латышев: "Уралу промышленному" нужна господдержка

Выступление полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Петра Латышева на VII съезде партии "Единая Россия": Основная тема съезда – стратегия развития промышленности Урала и Западной Сибири - является крайне актуальной и соответствует масштабности задач, решаемых "Единой Россией"...

Выступление полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Петра Латышева на VII съезде партии «Единая Россия»:Основная тема съезда — стратегия развития промышленности Урала и Западной Сибири — является крайне актуальной и соответствует масштабности задач, решаемых «Единой Россией». В настоящее время Уральский федеральный округ обеспечивает 91% производства российского природного газа, 68% нефти, 41,9% продукции металлургического комплекса. Концентрация промышленности в федеральном округе в 4 раза выше, чем в среднем по России. Объем производства промышленной продукции в расчете на число занятых в экономике в 2,4 раза превышает среднероссийский показатель. За 10 месяцев текущего года доля УрФО в общем объеме налогов и сборов, мобилизованных в федеральный бюджет, составила 42%. Основным источником их формирования является именно промышленность. Округ обладает всем необходимым для прорыва в сфере развития промышленности: значительными запасами сырья; высоким уровнем развития существующих производств; наличием квалифицированных кадров; развитой транспортной схемой; большим емким рынком. Геостратегическое положение УрФО, расположенного на стыке геополитических интересов Европейского Союза и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, облегчает процесс интеграции его экономики в мировую хозяйственную систему. Названные выше факторы позволяют рассматривать УрФО как полигон для отработки национальной промышленной политики. Базой промышленности Урала и Западной Сибири в настоящее время являются топливная промышленность, металлургия и машиностроение. В промышленном производстве Уральского федерального округа доля топливной промышленности составляет 53%, металлургии — 24%, машиностроения и металлообработки — 8,8%.Сформировавшиеся на протяжении длительного периода экономические специализации отдельных территорий привели к тому, что промышленный комплекс УрФО можно разделить на регионы нового хозяйственного освоения Северного Урала и Западной Сибири, ставшие основной энергетической безопасности России и старопромышленные регионы Южного и Среднего Урала, во многом определяющие состояние российской металлургии и машиностроения. Указанные специализации определяют структуру производства и занятости в регионах. В Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах топливная промышленность формирует около 90% объемов промышленного производства. В структуре промышленности Свердловской и Челябинской областей черная и цветная металлургия, машиностроение и металлообработка занимают 73% и 83% соответственно. В среднем в профильных отраслях субъектов Федерации работают ¾ занятых в промышленности. Проводя анализ развития промышленности, мы отмечаем рост производства. Дореформенный уровень превышен в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. В 2006 г. по сравнению с 1991 г. добыча нефти (включая газовый конденсат) составит 102%; добыча природного газа — 103,5%; производство продукции черной металлургии — 104%; продукции цветной металлургии — 102%. По отдельным видам продукции уровень 1991 года превышен в 2−3 раза. Идет модернизация производств. В то же время не преодолены негативные моменты развития машиностроения. Физические объемы производства в отрасли снизились по сравнению с 1990 г. на 20%. За указанный период сократилось производство металлорежущих станков — в 34 раза, тракторов — в 16 раз, экскаваторов — в 10,7 раза, бульдозеров — в 9,3 раза, автобусов — в 8,5 раз, доменного и сталеплавильного оборудования — в 6 раз, машин непрерывного литья — в 3 раза. По ряду направлений производство практически прекратилось. В первую очередь, бытовой техники и сельхозмашиностроения. Это прямое следствие потери конкурентоспособности производимой продукции. До 1990 г. индустрия Урала была базой воспроизводства основных фондов в добывающих и металлургических отраслях. Только на нужды топливно-энергетического комплекса Западной Сибири были ориентированы более 50 крупнейших машиностроительных предприятий Урала. Но на протяжении более чем 15 лет происходит выбытие машиностроительных предприятий Урала из кооперации с ТЭКом и металлургией. Отечественные машины и оборудование замещаются зарубежными. Превышение импорта машин и оборудования над их экспортом по УрФО возросло с 1,37 раза в 2004 г. до 1,62 раза в 2005 г. и такая тенденция продолжает сохраняться. В текущем году объем импорта приблизится к 1,7 млрд долл. Итогом снижения конкурентоспособности стало то, что отрасль, численность занятых в которой в целом по федеральному округу превышает 470 тыс. человек, или 30% от занятых в промышленности, утратила свои ключевые позиции. С 1990 г. доля машиностроения в промышленном производстве федерального округа снизилась втрое — с 23,3% до 8,8% в настоящее время. Доля машин и оборудования в общем экспорте продукции, достигавшая 20%, упала до 2,5%. Доля отрасли в общем объеме инвестиций в основной капитал сократилась с 22% до 2%.При этом следует помнить, что в развитых и странах доля машиностроения в структуре промышленности колеблется на уровне 40−50%, а в Германии и Японии даже превышает этот показатель — 53 и 52% соответственно. Фактически речь идет о том, что мощнейшая машиностроительная база Урала, способная обеспечить до трети машиностроительного производства огромной страны, оказалась в глубоком кризисе. Это уже не проблема отдельно взятого Уральского федерального округа — это проблема, имеющая последствия для всей России. Упадок машиностроительной отрасли формирует перекос в структуре промышленного производства, создающий угрозы экономической безопасности государства. В силу непростого финансового положения (в среднем по округу 35% предприятий машиностроительного комплекса убыточны) отрасль не в состоянии внедрять новые конкурентоспособные образцы продукции. 60% основных фондов исчерпали свой эксплуатационный ресурс. Корни бед не столько в издержках переходного периода экономики, сколько в объективном процессе формирования цен на конечную продукцию. Подавляющая доля затрат в машиностроении — это затраты на сырье, в первую очередь, металлы. Рост цен на них подрывает возможности модернизации отрасли. При дальнейшем росте цен на сырье и металлы машиностроительную отрасль старопромышленного Урала ожидает стагнация с последующим падением производства и сворачиванием производственных площадей. Далее по цепочке не останутся в стороне от этого процесса ТЭК, металлургия, строительная и другие отрасли, на которых держится экономика России. Базовая причина сложившегося положения дел в том, что на протяжении 300 лет развитие промышленности шло на собственной ресурсной базе. Сегодня сырьевая база в старопромышленных районах в значительной степени истощена. Обеспеченность местным сырьём металлургических предприятий УрФО составляет по меди 20%, хрому — 28%, железной руде — 35%, энергетическим углям — 17%. Ряд других необходимых видов ресурсов уже полностью отсутствует. Среднее расстояние доставки сырья на промышленный Урал составляет 2500 км. Постоянно растут затраты на добычу руды и её обогащение. В период с 1970 по 2005 г. количество медной руды, добываемой в УрФО открытым способом, уменьшилось с 78% до 30%, снижается качество добываемой руды. Дефицит сырья запускает цепочку взаимосвязанных проблем. Металлургическая промышленность попадает в жесткую зависимость от конъюнктуры мировых рынков, экономического поведения посредников, что ведет к росту издержек, повышению цен на продукцию. И как следствие, к падению эффективности работы предприятий, в большинстве своем градообразующих. Современные тенденции указывают на усиление сырьевой составляющей в цене продукции. Мировые цены только на железную руду выросли с 1999 г. почти втрое. Стоимость австралийской и бразильской руды, поставляемой на европейские рынки, за этот период возросла с 25−35 до 80−110 долларов за тонну и продолжает увеличиваться на 20% в год. Внутри России цены на 10−20% ниже, но стремительно сближаются с мировыми. Так, в октябре цены поставки руды с Курской магнитной аномалии выросли на 40%.Дефицит минерального сырья негативно сказывается на энергетическом комплексе Урала и Западной Сибири, который во многом зависит от поставок угля из Казахстана. В сочетании с неразвитостью энергетической инфраструктуры это становится препятствием к решению проблемы возможного энергетического дефицита. Его проявления предприятия Урала и Западной Сибири уже ощутили на себе в текущем году. По имеющимся прогнозам увеличение потребностей растущей экономики приведет к 2010 году к дефициту энергетических мощностей в УрФО в размере 4,5 гигаватт. Повышение себестоимости сырья, дефицит энергии поднимают цену готовой продукции, что ухудшает экономику сопряженных отраслей, в первую очередь машиностроительного комплекса. Можно, ссылаясь на объективные реалии, говорить о неперспективности части предприятий машиностроения, необходимости их перепрофилировании. Можно их ликвидировать и на освободившихся площадях построить новые торговые центры, но нельзя забывать, что пройдет не так много времени, как торговать в этих центрах будет нечем. Мы же видим выход в другом. Проанализировав совместно с субъектами Российской Федерации, федеральными министерствами и ведомствами с привлечением самых авторитетных экспертов, включая Академию наук Российской Федерации, все имеющиеся возможности, мы пришли к согласованному выводу о том, что источником значительных инвестиционных вложений в машиностроительный комплекс может стать стимулирование перетоков финансовых средств из сырьевых отраслей путем активной государственной политики. Получение инвестиционных ресурсов для модернизации машиностроительных предприятий, увеличения конкурентоспособности их продукции и устранения диспропорций в структуре промышленного производства может быть достигнуто за счет вовлечения в хозяйственный оборот более дешевого и близко расположенного сырья месторождений твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала. Комплекс мероприятий по достижению этого результата трансформировался в проект, получивший название «Урал промышленный — Урал Полярный». Речь идет о строительстве нового транспортного коридора вдоль восточного склона Уральских гор, ядром которого должны стать железнодорожная магистраль Полуночное-Обская и автомобильная дорога Тюмень — Агириш — Салехард, а также проложенные вдоль них линии нефтегазопроводов. Реализация данного проекта во многом решает проблемы обеспечения промышленности не только Урала, но и всей России отечественным высококачественным сырьем на десятилетия, а по отдельным видам — на сотни лет. Достаточно сказать, что прогнозные оценки ресурсов энергетических углей составляют 36 млрд тонн, железной руды — 59,1 млрд т. Эти ресурсы способны покрыть потребности всей российской промышленности в течение 80 лет при сегодняшнем уровне потребления. Российская Федерация в настоящее время не имеет собственной сырьевой базы по таким стратегическим видам минеральных ресурсов, как марганец и хром. Ресурсная база Полярного и Приполярного Урала позволит на 120 лет обеспечить отечественными хромитами ферросплавную промышленность страны, в значительной степени покрыть потребности в марганцевых рудах. Большое значение может иметь освоение крупных месторождений фосфоритов, кварца, огнеупоров и целого ряда других неметаллических ископаемых. Есть хорошие предпосылки по цветным и благородным металлам (это свинец, медь, золото), редким и редкоземельным металлам, углеводородам. Потребности промышленности России будут обеспечены по фосфоритам на 90 лет, по бокситам — на 40 лет. Сегодня внесение минеральных удобрений, в том числе и фосфорных, на 1 га пашни не превышает 3−4 кг, в то время как в развитых европейских странах оно составляет 150−180 кг. При этом на Полярном Урале уже разведано месторождение фосфоритов Софроновское, руды которого являются богатейшими среди российских. Его освоение позволит полностью покрыть дефицит УрФО в фосфорных удобрениях, а также потребности юга Сибири. Результатом станет повышение урожайности и получение ежегодно дополнительных 30−40 млн т зерна и другой растениеводческой продукции в целом по России. Наряду с разработкой рудных полезных ископаемых на восточном склоне Северного, Приполярного и Полярного Урала имеются перспективы организации нефтегазодобывающего производства. Начальные суммарные ресурсы углеводородов составляют: нефти — 1 432 млн т; газа — 225,6 млрд куб. м; конденсата — 2,05 млн т. Сырьевая база лесных массивов, примыкающих к намечаемой железной дороге, включает леса с эксплуатационными запасами более 300 млн кубометров. С учетом развития транспортной инфраструктуры территории процент невовлеченных в хозяйственный оборот запасов древесины сократится с 87 до 38%.Президент России неоднократно указывал на богатейший потенциал Уральского федерального округа, отмечая, что для того, чтобы «…добиться его прорывного развития, нужны принципиально новые подходы и привлекательные перспективные проекты, закладывающие прочный фундамент роста на десятилетия вперед». «Урал промышленный — Урал Полярный» — именно такой проект. В настоящее время предпринимаются попытки закрепить за Россией в международной системе разделения труда место сырьевого придатка. Мы же должны помнить: большая территория, высокая обеспеченность ресурсами в расчете на человека — это не богатство в чистом виде, это стартовый капитал, который мы еще не израсходовали. Максимальная эффективность использования этого капитала — вот наша задача.16 мая 2005 года в Челябинске под председательством Президента Российской Федерации состоялось совещание по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа, на котором проект «Урал промышленный — Урал полярный» был представлен главе государства. В ходе выполнения перечня поручений Президента, данного по итогам этого совещания, были заложены основы для реализации проекта: проведена переоценка ресурсов твердых полезных ископаемых Полярного и Приполярного Урала, они поставлены на государственный учет; принят «Комплексный план геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Северного, Приполярного и Полярного Урала на 2006−2009 годы»; внесены коррективы в «Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России» в части Полярного и Приполярного Урала; завершается разработка Обоснования инвестиций железнодорожной линии Полуночное-Обская и автодороги Агириш-Салехард; разработано «Технико-экономическое обоснование развития электроэнергетической инфраструктуры на Приполярном и Полярном Урале»; для управления всеми аспектами проекта создана управляющая компания. По сути реализация проекта уже началась. Масштабность его такова, что задействованных сил для того, чтобы сохранить взятый темп работ и не дать затухнуть мощному импульсу, как это не раз случалось с многообещающими начинаниями, уже недостает. В сложившейся ситуации единственный выход — рассчитывать на помощь массовой политической силы, имеющей всероссийскую народную поддержку. В нашей стране такая сила одна — партия «Единая Россия».Тем более, что речь идет об уникальном по своим масштабам и значению для всей российской экономики проекте, который способен дать комплексный эффект. Следствием его реализации станет:1. Освоение геостратегически значимой территории, радикальное улучшение сырьевой базы промышленности. В значительной мере будет устранена проблема сырьевой безопасности России по стратегическим видам ресурсов. Уже есть примеры, что одно только появление информации о том, что на Урале планируется разрабатывать собственную рудную базу, заставило зарубежных поставщиков сырья для металлургических предприятий УрФО пересмотреть, в лучшую для потребителей сторону, цены и условия поставки с целью заинтересовать клиента в сохранении дальнейших контактов. Пример — Челябинский электрометаллургический комбинат.2. Повышение конкурентоспособности металлургической промышленности, а на этой основе — машиностроительного, транспортного, строительного и других комплексов, составляющих основу экономики. Ожидаемый экономический эффект за счёт сокращения на 1000 и более км транспортного плеча по доставке только железорудного сырья, хромовых, марганцевых руд и угля составит до 4 трлн руб., а за счет разницы между внутренними и мировыми ценами на хромовую и железную руду — до 4,5 трлн руб.3. Снижение рисков развития региональных экономик за счет создания новых предприятий и дополнительной загрузки существующих мощностей. Только на начальном этапе реализации проекта потребуется 400 тыс. т рельсов и рельсовых скреплений (это почти четверть годового производства рельсов в России), 750 тыс. т металла, металлоконструкций, стальных труб. Указанные объемы производства способны обеспечить такое крупное предприятие, как Нижнетагильский металлургический комбинат, заказами более чем на полугодие.4. Формирование нового источника инвестиций для предприятий машиностроительного комплекса. Уже на первом этапе реализации проект инициирует разработку и производство новых машин и оборудования, формируя портфель заказов для предприятий машиностроения. Инвестиционная емкость проекта — более 350 млрд руб. Часть из них будет направлена на покупку продукции машиностроения. В дальнейшем экономический эффект от снижения цены на сырьё и металлы может быть направлен на модернизацию машиностроительного комплекса. В итоге от сегодняшних ежегодных вложений в отрасль в объеме 10 млрд руб. мы в течение нескольких лет сможем перейти к цифре в 40−50 млрд руб. Учитывая, что даже 2−3-х кратное увеличение инвестиционных вложений в машиностроение может дать эффект оздоровления для отрасли в целом, реализация проекта «Урал промышленный — Урал Полярный» способна дать импульс восстановлению не только уральского, но и российского машиностроения в целом.5. Совершенствование опорной сети транспортной инфраструктуры. Железнодорожная магистраль вдоль восточного склона Уральских гор в сочетании с планируемыми широтными линиями Лабытнанги — Надым — Новый Уренгой — Коротчаево — Игарка и далее — Норильск — Дудинка, а также линией Обская — Бованенково с выходом к Ледовитому океану будет иметь стратегическое значение и существенно улучшит конфигурацию опорной транспортной сети России.6. Развитие энергетической инфраструктуры Российской Федерации. Решение проблемы энергодефицита и повышения надежности энергоснабжения. Решение проблемы дефицита природного газа, которая уже в этом году имела место на электростанциях Свердловской, Челябинской и Тюменской областей. Выполнение задач, определенных Энергетической стратегией Российской Федерации по увеличению производства энергии на теплоэнергостациях, работающих на угле.7. Усиление интеграции территорий России в рамках единого экономического пространства. Доля межрегионального оборота по отношению к ВВП (показатель, характеризующий степень межрегиональных связей) в целом по России снизилась с 22% в 1990 г. до 14% в настоящее время. Реализация проекта способна увеличить ее за счет предприятий других федеральных округов, нуждающихся в настоящее время в ресурсах, которые планируются к разработке. Речь может идти о поставках хромитов и марганца на металлургические предприятия Кемеровской, Волгоградской, Ленинградской и Вологодской областей, сырья для электронной промышленности в Московскую, Владимирскую области, фосфоритов на химзаводы Башкирии и Саратовской, Самарской, Брянской областей. Примеров можно приводить десятки.8. Укрепление бюджетной системы. При освоении минеральных ресурсов твердых полезных ископаемых Приполярного и Полярного Урала ежегодные поступления налогов и платежей в бюджетную систему увеличатся на 11 млрд руб., в т. ч. в бюджеты субъектов Федерации — 5,3 млрд руб.
За счет мультипликативного эффекта, связанного с развитием сопряженных отраслей (металлургия, машиностроение и т. д.), налоговая отдача возрастет в разы.9. Решение насущных социальных вопросов. Обеспечение транспортной доступности для жителей удаленных территорий Крайнего Севера. Проект создаст более 65 тыс. новых рабочих мест, причем, учитывая применение вахтового метода, не только для жителей УрФО, потребует большого количества высококвалифицированных специалистов, даст толчок ускоренному развитию системы образования и подготовки кадров, стимулирует научные исследования и развитие имеющейся научно-исследовательской базы. Большое внимание будет уделено сохранению экологического равновесия, проблемам развития коренных малочисленных народов Севера. Отказ от реализации проекта либо задержка с реализацией, при одновременном обострении конкуренции в связи с осуществлением Китаем крупномасштабной программы по развитию металлургии, а также предстоящим вступлением России в ВТО, уже в среднесрочной перспективе приведет к серьезному обострению проблем в развитии промышленности, потере интереса стратегических инвесторов, невозможности модернизации. Как следствие — снижение эффективности, сокращение производства, стагнация промышленного комплекса с негативными социально-экономическими последствиями. Реализация комплексного проекта такого масштаба возможна только при совместном участии государства и бизнес-структур с привлечением значительных (сотни миллиардов рублей) финансовых ресурсов на длительные сроки. Проект по комплексному освоению Полярного и Приполярного Урала не может быть реализован частным бизнесом самостоятельно. Хотя серьезный интерес к разработке конкретных видов сырья у предпринимателей есть. На Полярном Урале уже работают крупнейший производитель ферросплавов — Челябинский электрометаллургический комбинат, производитель уникального сырья для электронной промышленности «Полярный кварц». О своем участии в проекте говорят лидеры российского бизнеса Магнитогорский металлургический комбинат, «Мечел», Уральская горно-металлургическая компания, СУАЛ-холдинг.Вышеуказанное определяет необходимость активных действий со стороны государства и его тесного взаимодействия с бизнесом для обеспечения скорейшего осуществления проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».Роль государства возможна в разработке и продвижении комплексного проекта, подготовке минерально-сырьевых запасов, создании объектов транспортно-энергетической и социальной инфраструктуры, обеспечении режима благоприятствования для участников проекта в рамках действующего законодательства. Как это было по проектам, которые можно считать аналогами (Нижнее Приангарье, юго-восток Читинской области). Интересы и обязательства бизнеса должны быть направлены на строительство промышленных объектов, в данном случае связанных с освоением природных ресурсов. Возможные механизмы — формирование пула заинтересованных инвесторов либо привлечение инвесторов для распределения на конкурсных условиях сквозных лицензий на доразведку с последующей гарантированной отработкой месторождений и закупкой для этих целей отечественного оборудования, что потребует ускорения реализации всего комплекса мероприятий по подготовке объектов недропользования к освоению. Таким образом, инвестиционные вложения в проект дадут начало цепной реакции, результатом которой станет мощный импульс к дальнейшему развитию индустриального Урала, Западной Сибири, а значит и всей России. Государственная поддержка проекта может осуществляться с использованием следующих механизмов.1. Разработка и реализация федеральной целевой программы освоения и социально-экономического развития территории Приполярного и Полярного Урала, где будут сконцентрированы основные мероприятия по государственной поддержке проекта, обеспечивающей необходимую концентрацию средств и усилий органов государственной власти по реализации проекта. Согласованное участие Федерации и регионов в реализации мероприятий федеральной целевой программы способно обеспечить эффект за счет масштабности и глубины системного воздействия на весь комплекс социально-экономических процессов. 2. Использование средств Инвестиционного Фонда Российской Федерации, что соответствует национальному комплексному характеру проекта. Очевидно, что активизация государством столь обширного комплекса мер требует мощной политической поддержки. Реализация проекта лежит в русле экономической политики партии «Единая Россия». На предыдущем 6 съезде партии отмечалась необходимость «кардинально усилить транспортную инфраструктуру, без которой эффективность любых экономических решений и мер падает на порядок». В заключение отмечу, что при действенной и эффективной государственной поддержке проект «Урал промышленный — Урал Полярный» может придать мощный импульс развитию машиностроительного, металлургического и энергетического комплекса УрФО, что, в свою очередь, обеспечит повышение конкурентоспособности и существенный рост социально-экономического потенциала России в целом, выполнение решений Совета безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 г. в части технологической модернизации экономики. Уверен, что съезд Всероссийской политической партии «Единая Россия», сознавая стратегический характер проекта «Урал промышленный — Урал Полярный», окажет государственную поддержку его реализации.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Александр Моор: В Абатском районе снова ожидается подъем воды
Александр Моор: В Абатском районе снова ожидается подъем воды
Губернатор Тюменской области рассказал об обстановке с паводком в регионе.
#эвакуация
#Абатское
#губернатор
#Александр Моор
#обращение
#Тюменская область
#паводок
В зону СВО из Тюменской области доставили несколько карет скорой помощи
В зону СВО из Тюменской области доставили несколько карет скорой помощи
Автомобили оснащены дополнительной защитой от беспилотников.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#СВО
#помощь
#Николай Савченко
#Гуманитарная помощь
#скорая помощь
Какие меры поддержки введены в Тюменской области для пострадавших от паводка?
Какие меры поддержки введены в Тюменской области для пострадавших от паводка?
Размер выплат за утраченное имущество будет определен позже по итогам работы специальных комиссий.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#Викуловский район
#Викулово
#Сорокинский район
#Ишим
#Ишимский район
#Абатский район
#Заводоуковск
#выплаты
#компенсация
#деньги
В Тюменской области для водителей в паводок действует интерактивная карта
В Тюменской области для водителей в паводок действует интерактивная карта
Она покажет перекрытые и подтопленные участки дорог.
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#паводок
#ГИБДД
#автомобили
#водители
Владимир Якушев: Регионы УрФО используют весь арсенал методик для строительства социальных объектов
Владимир Якушев: Регионы УрФО используют весь арсенал методик для строительства социальных объектов
В планах на 2024 год – строительство в федеральном округе 18 социальных объектов с привлечением бизнеса.
#полпред Владимир Якушев
#УрФО
#экономика
#новости Тюмени