Доверие к России в мире остается на очень низком уровне, а существующие механизмы и методы его формирования, используемые российскими национальными корпорациями применительно к зарубежным аудиториям, не соответствуют ожиданиям этих аудиторий и не являются эффективными. Эти выводы содержатся в масштабном исследовании Trust Barometer Международной ...
Доверие к России в мире остается на очень низком уровне, а существующие механизмы и методы его формирования, используемые российскими национальными корпорациями применительно к зарубежным аудиториям, не соответствуют ожиданиям этих аудиторий и не являются эффективными. Эти выводы содержатся в масштабном исследовании Trust Barometer Международной коммуникационной компании Edelman. Презентация исследования состоялась сегодня в Госдуме в рамках круглого стола «Доверие к России: оценка в системе мировых координат».Исследования Trust Barometer проводятся компанией Edelman на протяжении 8 лет, причем их охват постоянно расширяется. Россия была включена в него только в этом году. Основная цель исследования состоит в определении уровня доверия к различным общественным институтам и источникам информации. «Ведомостям» стали известны некоторые результаты. Исследование показало, что уровень доверия к российским компаниям ниже, чем к большинству международных корпораций. На вопрос о доверии к транснациональным корпорациям, штаб-квартиры которых расположены в России, только 18% респондентов из развитых и 44% из развивающихся стран ответили положительно. Для сравнения: Германии доверяют 68 и 79% участников опроса соответственно. В итоге Россия оказалась на последнем месте по уровню доверия. Доверие к ОАО «Газпром» в России составляет 67%, в Китае — 48%, а в Великобритании — 5%. На основании этого сделан вывод о том, что наименьшим доверием российские организации пользуются именно в развитых странах. Внутри России наибольшим доверием пользуется бизнес (39% российских респондентов), что является характерным для государств с развитой экономикой (средний показатель для развивающихся стран — 60%, для развитых — 47%). Однако в развитых странах большее доверие вызывают негосударственные общественные организации: в странах ЕС — 50% респондентов, в Северной Америке — 57%. На их фоне в России этот уровень самый низкий — 27%.Исследователи отмечают общую для всех государств тенденцию — низкий уровень доверия к государству как общественному институту в сочетании с постепенным снижением доверия к средствам массовой информации: Россия — 32%, ЕС — 35%, Северная Америка — 38%. Результаты, по мнению авторов исследования, свидетельствуют о том, что российские компании используют «вертикальный» механизм формирования доверия: через средства массовой информации и официальные сообщения руководства корпорации. Данные инструменты, по мнению Edelman, недостаточно эффективны и их значение постепенно снижается не только в России, но и во всем мире. Президент Европейского отделения компании Edelman Дэвид Брейн считает, что Россия недооценивает влияние и не уделяет достаточного внимания взаимодействию с негосударственными общественными организациями, авторитет которых признается в других странах. Между тем, такие негосударственные общественные организации вносят серьезный вклад в развитие репутации компаний, действующих на региональных рынках. В результате российские компании теряют доверие со стороны аудитории иностранных государств, считает Д. Брейн, причем похожая ситуация складывается и на уровне взаимодействия российских корпораций с экспертным сообществом. Отечественный бизнес не уделяет должного внимания работе с экспертами, не предоставляет им полной и достоверной информации о своей деятельности, считают исследователи. Один из главных выводов исследования заключается в том, что в России существует «петля недоверия», порочный круг недоверия и нигилизма, характерный для общественных отношений. На это указывает сочетание низкого доверия респондентов национальным государственным, общественным, коммерческим организациям, средствам массовой информации и религиозным учреждениям (32%) с низким доверием «горизонтальной коммуникации» — информации, полученной от источника, который воспринимается как «равный», что подразумевает общность интересов. Такой информации больше всего доверяют в Латинской и Северной Америке (например, Бразилия на первом месте — 88%), а Россия в этом списке заняла предпоследнее место (31%), обогнав только Францию с ее 26%, сообщает РБК dailу.