Огромные жертвы, принесенные Россией на алтарь войны, привели к краху империи.
100-летию начала Первой мировой войны был посвящен сегодняшний круглый стол в Тюменской областной думе. Для участия в нем из Сербии прибыла делегация, в состав которой вошли главный редактор журнала «Геополитика» Слободан Ерич, профессор Белградского университета, писатель Михайло Пантич, писатель Горан Петрович и др.
Также в круглом столе приняли участие представители научного и музейного сообщества Тюменской области, депутаты, представители областного совета ветеранов, студенты.
«Задачи круглого стола — сохранение памяти и восстановление исторической справедливости, — сказал депутат Тюменской облдумы Александр Крупнин. — Интерес к теме очень большой. Вспоминаем Первую мировую войну мы еще и потому, что хотим отдать дань памяти героям, которые были преданы забвению почти 100 лет».
Когда говорят о Первой мировой войне часто, используют словосочетание «Великая война». «Это вполне правомерно, — считает Слободан Ерич. — Война была великой не только по числу государств, которые принимали в ней участие, но и исходя из тех последствий на Европу, что она имела. Движение европейской цивилизации до 1914 года шло резко вверх, после — начало падать. Сегодня осталась только бледная тень прошлой Европы. С Первой мировой войны началось все зло 20 века: фашизм, национализм. Вторая мировая война — это продолжение того, что началось в первой четверти 20 века».
Ерич отметил роль России в войне и ее помощь Сербии: «Россия приняла сторону Сербии. Наша маленькая страна не смогла бы дать отпор, помочь военной мощи России она тоже не могла, но для меня важно, что Сербия выиграла для России необходимое ей время».
Говоря о причинах войны, Ерич напомнил о желании великих империй добавить себе новые колонии, более всего это касалось Германии, которая хотела получить территории в Африке, а кроме того, этой стране не нравилась мощь России.
Все без исключения великие державы обнаруживали стремление к экспансии, войны не просто ждали, ее жаждали великие державы, сообщила кандидат исторических наук Светлана Шишкина. «Единственный выстрел боснийского террориста запустил гигантский механизм. Инцидент при других обстоятельствах не имел бы таких последствий, был бы улажен дипломатическим путем, но он был удобным поводом для начала войны. Существует весьма стойкий миф, будто Россия вступила в войну вопреки национальным интересам и только из-за одобрения союзников. Действительно, если судить с экономической точки зрения, то Россия, несмотря на впечатляющие темпы экономического развития, все же не принадлежала к числу промышленных финансовых гигантов, противоречия между которыми вели к столкновению. Тем не менее Россия сыграла заметную роль в раздувании мирового пожара, она имела свои интересы, касающиеся сфер влияния в мире. В отличии от других крупных государств, она не имела колоний, но последовательно защищала свои интересы в Корее, Китае, Иране, притязала на проливы Босфор и Дарданеллы, а также на создание великой славянской империи. Вступление в войну было связано со стремлением предпринимателей защищать свой рынок от немецких товаров и покончить с экономической зависимостью России от Германии. Однако огромные жертвы, принесенные Россией на алтарь войны, привели к краху империи», — рассказала историк.
Она отметила, что Первая мировая война интересовала исследователей с позиций сопоставления ее со Второй мировой, поиска причин революции в России. Но эта война мало занимала широкого читателя, далеко не у всех было желание вникать в нюансы истории. Но новое время принесло новые веяния. Сегодня история обращает на себя внимание прежде всего политиков. На самом высоком уровне звучат слова о забытой войне, необходимости вынести уроки. Интерес к событиям столетней давности подогревается сложной ситуацией в мире, вызванной соперничеством мировых индустриальных центров за ресурсы.
«Первая мировая война была уникальным явлением. Она стала рубежом, новой эпохой — эпохой глобальных конфликтов за передел мира, которые длятся до сих пор. На свет появилась современная версия колониальных войн, примером может служить Ирак, Афганистан, подтверждение тому и события у границ современной России», — считает Светлана Шишкина.