Августовское педагогическое совещание, которое проходит сегодня в Тюмени, стало своеобразным продолжением областного педсовета: тема воспитания звучала в каждом докладе. Собственно, учебному процессу посвящена была разве что традиционная тема ЕГЭ. Глава администрации Тюмени Евгений Куйвашев призвал руководителей школ разработать конкретные шаги по ...
Августовское педагогическое совещание, которое проходит сегодня в Тюмени, стало своеобразным продолжением областного педсовета: тема воспитания звучала в каждом докладе. Собственно, учебному процессу посвящена была разве что традиционная тема ЕГЭ. Глава администрации Тюмени Евгений Куйвашев призвал руководителей школ разработать конкретные шаги по улучшению его результатов, а начальник городского управления по образованию Вера Соловьева в основном докладе заметила, что по сравнению с предыдущими результатами сдачи ЕГЭ итогами 2006−2007 учебного года можно гордиться, тюменские школьники хорошо подтянулись по русскому языку и математике. Детально образовательный процесс педагоги обсудят завтра на различных предметных секциях.
А 26 августа педагогическая общественность города рассуждала о неразрывной связи воспитания и обучения, подчеркивая, что «без воспитания нравственных ценностей знания остаются мертвым капиталом». Чтобы избежать такого парадокса, руководителям школ многое предстоит осуществить. Например, оптимизировать свой штат, включив в него обязательную единицу с нормальной зарплатой — заместителя директора по воспитательной работе. Сегодня, как сообщила Вера Соловьева, в школах работает 59 заместителей директоров по воспитательной работе, в 18 школах такой должности нет вообще. Как в таком случае будет реализовано приоритетное направление? Другая забота — научиться использовать материально-технические ресурсы, которые за последние годы серьезно укреплены в школах. Учителя стали умелыми и грамотными пользователя современных информационных технологий, но новые спортивные площадки, в том числе европейского уровня, работают не в полную мощь, прозвучало на совещании. Тогда как, по данным управления по образованию, в школах после уроков остаются до 46 тысяч детей. Статистика говорит о том, что каждый школьник занимается минимум как в двух секциях, хотя, понятно, какие здесь могут быть погрешности. И чтобы разобраться в этом, в Тюмени в ближайшее время будет создан единый банк данных занятости школьников во внеурочное время. В последнее время в образовательной среде Тюмени все большим спросом пользуются так называемые классы полного дня или «продленка». В 48 школах так работает 151 класс. И уже появился термин — школа полного дня. Видимо, не за горами и тот день, когда вернется в наш лексикон и выражение «школа — второй дом». Правда, строить этот дом после многочисленных социально-политических и экономических перемен в нашей стране придется на руинах. Поэтому во многом педагоги уповают на родителей, в частности, на работу управляющих советов школ. По словам Веры Константиновны, свою деятельность такие советы должны сосредоточить не столько на эффективном использовании материальных ресурсов, сколько на воспитание школьников. Конечно, проблем здесь видимо-невидимо: это и детская преступность, жестокость и насилие в школах (растет число девочек, совершающих правонарушения), хулиганство (в минувшем учебном году зарегистрировано 18 случаев телефонного терроризма), подростковый алкоголизм (данные социологического опроса 40 тыс. тюменских школьников показывают, что 39,3% из них пробовали алкоголь). При этом остается работа с трудными подростками и их неблагополучными семьями. Поэтому несколько романтичным в свете сказанного показался доклад Евгении Бондаревской, доктора педагогических наук, профессора, академика российской академии образования из Ростова-на-Дону.
По ее мнению, система образования, ставя перед собой задачу воспитания, таким образом уходит от своей прежней роли — выживания и стабилизации (Евгения Васильевна уверена, что в нестабильное для страны время именно образование сформировало новую нормативно-ценностную систему общества, чем спасло его от морального краха) и принимает новую роль — способствовать «опережающему развитию страны». Главное здесь — идея качества, «качество человека».Правда, традиционный и современный взгляды на понимание этого качества несколько расходятся. Отечественные мыслители под качеством человека имели в виду его духовно-нравственные характеристики (правдивость, совесть, трудолюбие, патриотизм