Dipol FM | 105,6 fm
91.31
98.47

Павел Митрофанов: "Правила у нас простые, и мы их не стесняемся"

Во времена СССР налогов с алкогольной промышленности и оборота ликероводочной продукции хватало на содержание российской армии. Потом государство практически утеряло контроль над «живительным» для казны источником, а спохватившись через много лет, приступило к законотворчеству — только за последние несколько лет принято более 222 нормативных актов, посвященных обороту алкоголя. Тем не менее, по данным Счетной палаты, ежегодно консолидированный бюджет России недополучает акцизных налогов на сумму свыше 50 млрд рублей.

Больше всего претензий достается руководству регионов: федеральные власти обвиняют их в налоговых недоимках, предприниматели — в накрутках цен на акцизных складах, производители — в субъективных предпочтениях при создании льготного режима для одних заводов и отсутствии такового для других. Поэтому кажется странным, что в столь суровых для оптовиков и заводов условиях алкогольная промышленность области последние три года развивается быстрыми темпами — на трех заводах произведена крупная модернизация, а ОАО «Заводоуковский спирто-водочный завод» выведен из состояния банкротства. Но самое удивительное, что за три года сумма акцизных налогов, собранных на территории области, выросла в 10 раз. На эти темы и состоялся разговор обозревателя «Вслух о главном» с первым заместителем губернатора, курирующим алкогольную промышленность, Павлом Митрофановым.

— Недавно Конституционный суд отменил право областной власти налагать вето на получение лицензии для производства алкоголя. Выигравший суд истец — частный предприниматель из Пскова — полагает, что такое решение — «победа над произволом» региональных властей. Многим ли предпринимателям отказывали вы?

— Да, раньше требовалось письменное разрешение администрации, а сейчас наши пожелания могут носить только рекомендательный характер, однако я не считаю, что решение Конституционного суда повлечет серьезные перемены. Главное, что никто не отменял указ президента о контроле за оборотом алкогольной продукции. Есть такие рычаги воздействия, как ежемесячная комиссия, в которую входят представители ФСБ, ГУВД, СЭС, торгинспекции, на которой обсуждаются вопросы оборота и качества продукции. Эта комиссия ставит задачи перед федеральными структурами. Три года назад, когда мы начали решать эти проблемы, на алкогольном рынке был полный беспорядок: никто не проверял продавцов водки, какая продукция и откуда поступает на прилавки — лишь бы была региональная марка, которая стоила чуть больше трех рублей. Мы отменили региональную марку, зато ввели более жесткий контроль за качеством продукции на этапе ее прохождения через акцизный склад. Акцизный склад у нас один, на него эти полномочия возложены, у него они останутся и в дальнейшем.

Это наша корова, и мы ее доим. И кормим…

— В федеральных и местных СМИ не первый год идут дебаты по поводу того, что акцизные склады есть не что иное как административный способ дрессировки оптовиков. Одним раздаются преференции, бизнес других делают невозможным.

— У нас уже сложились определенные отношения с оптовиками. Их раньше было больше сотни, а сейчас — половина. Все они соблюдают неписанные взаимные договоренности. Областная администрация старается распределять продукцию так, чтобы у оптовиков была возможность развиваться в одинаковых условиях. Кроме того, администрация делает все, чтобы не сбылись опасения местных оптовиков по поводу прихода на тюменский рынок конкурентов-оптовиков из Москвы и Екатеринбурга, которые могут потеснить их — ведь очень легко отдать приоритет кому-нибудь одному.

— А взамен?

— Правила наши простые, и мы их не стесняемся, — приоритет должен отдаваться продаже продукции местных заводов. Кстати, начиная с Нового года мы будем проверять на качество каждую партию. И, спасибо оптовикам, они принимают эти условия. Две недели назад собирались все крупные оптовики и подтвердили, что независимо от того, какие решения будет принимать Москва, они поддерживают правила, которые мы определили и которые дали областному бюджету более полумиллиарда рублей. А с 2004 года, при новой системе распределения акцизов между бюджетами, дадут в областную казну почти миллиард. Эта ситуация, конечно, невыгодна производителям других областей. Да, мы лоббируем интересы своих производителей алкоголя, но точно так же лоббируем интересы и лесопромышленников, и легкой промышленности. Недавно на нас пожаловались полпреду президента в УрФО Петру Латышеву курганские машиностроители, дескать, администрация Тюменской области создает льготный режим своим промышленникам.

— Действительно, почему власти Тюменской области должны лоббировать интересы курганцев?

— Логичный вопрос. Почему мы создаем лучшие условия для наших заводов? Да потому что они дают рабочие места жителям нашей области, пополняют бюджет налогами. Некоторым кажется, что мы проводим жесткую политику, ставя преграды чужакам, но ведь все регионы страны так делают! Мы допускаем на наш рынок водку других российских производителей, но только качественную — «Гжелку», «Флагман», «Кристалл». Более того, мы внесли в Госдуму законопроект, он уже прошел первое чтение. Согласно этому документу импортная продукция при прохождении через акцизный склад должна облагаться акцизом. Сейчас половина продающегося в области алкоголя — импортного производства. Между тем из Грузии и Молдавии нередко поступает суррогат, а это уже вопрос защиты населения от некачественного алкоголя.

Второй вопрос — дорогой импортный алкоголь, не облагаемый акцизом. Почему мы должны создавать особые условия для иностранной продукции? Ведь некоторые сорта выпускаемой в Тюмени водки ничуть не хуже «Абсолюта». Пусть она облагается таким же дополнительным налогом, как и российская, ведь сумма акциза на бутылку водки сейчас составляет 18 рублей. В моем распоряжении имеются результаты серьезных аналитических исследований, которые показывают, что в Тюменской области употребляется значительное количество дорогого алкоголя, — это свидетельствует о том, что у нас много богатых людей. И если они готовы платить свыше тысячи рублей за бутылку элитного вина, виски или коньяка, то будут и впредь покупать их и по цене, в которую включен акцизный сбор.

— С 1 января 2003 года вступила в силу новая система распределения акцизов между бюджетами разных уровней: 100% платежей с акциза от алкогольных продаж поступает в областной бюджет, а 100% с акциза от производителей — в федеральный. Нововведение вызвало критику со стороны некоторых производителей алкогольной продукции. Так, одна из дальневосточных газет забила тревогу по поводу того, что их администрация зажгла «зеленый свет» ввозному алкоголю, ущемляя интересы местных производителей. Действительно, рентабельно ли для региональных властей поддерживать свои алкогольные производства при таком механизме межбюджетного распределения?

— Это неправильный подход. А если региональный бюджет не будет плату за недра получать, то что, давайте обанкротим всех нефтяников? Я считаю, что мы должны поддерживать тех, кто что-то производит на территории Тюменской области, и это касается всех отраслей. Есть косвенные налоги — это налог на прибыль, подоходный налог, налог на недвижимость. Ишимский ЛВЗ построил завод по производству шампанского, «Бенат» приобрел новые линии на $ 2 млн. Налог на имущество составляет 2%, вот и считайте: 2% - это почти 2 млн рублей только налога на имущество!

— Председатель Счетной палаты Р Ф Сергей Степашин во время своего недавнего визита в Тюмень назвал ныне существующую систему взимания алкогольных акцизов «сложной и неэффективной». По его мнению, регионы недополучают деньги в консолидированные бюджеты из-за слабого контроля за оптовиками со стороны налоговых органов. Кроме того, главный аудитор страны выразил мнение, что передача федеральной доли акцизов в бюджеты регионов с 1 января 2004 года (компенсация выпадающих доходов из-за отмены 5-процентного налога с продаж, поступавшего в региональную казну), не приведет к положительному эффекту. Сергей Степашин выразил сомнение в том, что региональные власти справятся со сбором акцизов и подверг критике перенос налоговой нагрузки на оптовиков: акцизный склад будет платить 80%, завод — 20% акциза, тогда как сегодня это соотношение — 50 на 50. Позиция Счетной палаты по этим вопросам такова: необходимо всю сумму акциза перенести на спирт и ввести госмонополию на его оборот.

— Хочу сказать, что я категорически не согласен с позицией Степашина в этом вопросе и могу аргументированно, опираясь на статистику, на примере нашей области доказать, что существующая система законов позволяет полноценно контролировать качество алкоголя и взимать акцизы и налоги. Нам удалось поставить под контроль оборот алкогольной продукции, и Москве надо просто обобщить опыт Тюменской области, которая смогла за три года в 10 раз увеличить сборы по акцизам и налогам. Пусть сначала наведут порядок на тех территориях, которые все эти законы, в том числе указ президента, не выполняют. А что касается переноса акциза на спирт, то непонятно, как будут жить регионы, у которых нет спиртовых заводов? Главное, чтоб налоги оставались на местах, потому что здесь виднее, куда их вкладывать. Можно все отдать Москве, только жизнь показала, что хаос начинается тогда, когда некому проверять и контролировать на местах исполнение тех решений, которые приняты федеральным центром. Кроме того, налог на спирт повлечет дополнительный рост цен на водку.

Процесс прозрачный, у всех на виду…

— Минэкономразвития предлагает отменить существующий порядок квотирования спирта (сейчас ликероводочные предприятия получают спирт по квоте. Региональные власти собирают заявки на спирт, сводят их и отправляют в федеральные органы исполнительной власти. После утверждения в правительстве регионы распределяют квоты между своими предприятиями — прим. И. С.). По мнению специалистов МЭРТа, распределительный механизм порождает коррупцию.

— Вот это предложение я приветствую, потому что у региональных властей уходит много времени на то, чтобы собрать заявки наших заводов на получение спирта. Но главное, при нынешнем порядке возникают парадоксальные ситуации: нам предписывают покупать спирт где-нибудь в Подмосковье, в то время как в 100 километрах от Тюмени выпускает продукцию Заводоуковский спиртовой завод. Не надо квотировать, пусть спиртозаводчики отчитываются перед федеральным центром об объемах производства и поставках.

— Социологические исследования показывают, что в России сокращается потребление крепких спиртных напитков и идет рост потребления слабоалкогольных. Во многом благодаря этому процессу, так как увеличивается сумма налогов и количество рабочих мест, пивные заводы в ряде регионов получили статус «градообразующих». Как скоро в Тюмени заработает свой пивной завод? Известно, что в начале текущего года администрация области и комбинат «Очаково» подписали договор о сотрудничестве.

— Договор о строительстве завода, рассчитанного на выпуск до 150 млн литров пива в год, заключен в марте, а месяц назад я уже видел эскизный проект. Это здание на пересечении улиц Пермякова и 50 лет Октября станет украшением города: три стены будут стеклянными, так что процесс приготовления качественного пива будет виден горожанам. Строительство должно завершиться в 2006 году. Московские инвесторы, взявшие во «Внешторгбанке» кредит $ 50 млн сроком на пять лет, уже имеют опыт реализации серьезных проектов, на их счету четыре проекта. Так что, дай им Бог, чтобы они выполнили свои обещания, построили завод, получали хорошую прибыль и платили хорошие налоги.

Кстати, все журналисты спрашивают о пиве, но никто не обращает внимания на такую строку договора, как «производство безалкогольной продукции». Между тем на заводе планируется выпуск 15 млн литров русского кваса. Хорошего русского кваса разных сортов — и на хрене, и простого. Я дегустировал его на заводе «Очаково» в Москве и хочу сказать, что качество великолепное! Сейчас в Тюменской области 93% безалкогольной продукции ввозится из других областей — из-под Смоленска везут, из Москвы, из Омска. Разве мы не можем производить эти напитки дома? Кстати, производить будут не только квас, но и 20 млн литров минеральных вод, чистую воду.

Я хочу подчеркнуть, что если налогов на ликероводочную продукцию собрано в 10 раз больше, это не значит, что администрация народ спаивает — и доля местной продукции кратно выросла, за счет чего и налогов больше собираем. У нас потребление крепких спиртных напитков ежегодно снижается на 7−10%, и я этому радуюсь! Мы просто наводим порядок на алкогольном рынке и не стремимся увеличить объем продукции и навязать ее людям. Кстати, Тюменская область — единственный в России регион, где запрещена реклама табачной и винно-водочной продукции!

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
Тюменцы смогут увидеть певца Сергея Лазарева на театральной сцене
Тюменцы смогут увидеть певца Сергея Лазарева на театральной сцене
Но в кино.
#театр
#спектакль
#Тюмень
#кинотеатры
#проект
Как совмещать семью, карьеру и творчество, знает тоболячка Анастасия Куликова
Как совмещать семью, карьеру и творчество, знает тоболячка Анастасия Куликова
Вместе с мужем она растит детей и строит дом.
#семья
#карьера
#профессия
#творчество
#кулинария
#Тобольск
#Тюменская область
С 8 мая в Тюмени начнут отключать тепло
С 8 мая в Тюмени начнут отключать тепло
Решение об этом принято сегодня.
#теплосети
#теплоснабжение
#Тюмень
О достижениях жителей страны расскажет проект "Путин. Время России"
О достижениях жителей страны расскажет проект "Путин. Время России"
Там сообщается о более чем 400 событиях.
#Владимир Путин
#президент
#Россия
#проект
#история
Тюменцы берут автокредиты активнее ипотеки
Тюменцы берут автокредиты активнее ипотеки
Это показывает статистика.
#деньги
#ипотека
#ЦБР
#банки
#кредиты
#Тюменская область
#статистика