Меньше трех недель назад коллективам недавно объединенных краеведческого и художественного музеев представили нового директора. Некогда тележурналист, а ныне депутат городской Думы Павел Головин назначен руководителем строящегося музейного комплекса. "Вслух о главном" знакомится с новым директором нового культурного учреждения.
Меньше трех недель назад коллективам недавно объединенных краеведческого и художественного музеев представили нового директора. Некогда тележурналист, а ныне депутат городской Думы Павел Головин назначен руководителем строящегося музейного комплекса. «Вслух.ру» знакомится с новым директором нового культурного учреждения. — Могли бы вы вспомнить свои первые, вероятно, детские впечатления о музеях? — Наверное, как и любому ребенку, мне был интересен музей природы, хотя говорят, сейчас детей это не очень завлекает. — В каком городе был этот музей природы? — В Тюмени. — Что там было? Полный скелет мамонта уже выставлялся? — Ну, я уже не помню, это было давно. Птицы, чучела волков, медведей — А вот до тех пор, как стало известно, что вам предлагается должность директора, каков был образ музея уже у взрослого Павла Головина? — Ну, я почему-то всегда думал, что музею в Тюмени не хватает какой-то раскрутки. Не хватает новых подходов в организации экспозиций и выставок. Потому что, например, разослать прайс-листы о том, что происходит у нас в музее, — это самое легкое, может и секретарь сделать. Надо подойти к выставке с разных точек организации. Здесь уже возникает вопрос пиара, креатива. — Стало быть, происходившее в музеях казалось скучноватым, недостаточно живым — Я не хочу сказать, что скучноватым, потому что сами экспонаты — они не позволяют скучать. Фонды у нас шикарные, очень именитые, есть такие реликвии, о которых другим музеям только мечтать. Единственное, что к самим экспозициям подход был такой: «Вот мы организовали экспозицию, пожалуйста, приходите!» А как завлечь зрителя, обыкновенного среднестатистического тюменца? Кто разбирается в музейном деле, тот придет в любом случае. Кто разбирается в живописи, придет в любом случае. Потому что это его — его тема, его жизнь и так далее. А вот я обычный работник какого-то предприятия, обычный менеджер в фирме — что меня привлечет в музей? Может быть, изюминка какая-то, легенда. — Может, и не стоит привлекать людей, которые сами не хотят идти в музей? — Как вы считаете, самая основная задача музея какова? — Сохранять какие-то вещи и показывать? — Сохранять — это, можно сказать, фондохранилище. А музея, непосредственно экспозиционного момента? Я считаю, очень важна просветительская работа, образовательная работа, научная работа. — Правильно ли я понимаю, что в новом музее и у вас, как у нового директора, приоритетом становится экспозиционная деятельность? — Нет, вы неправильно понимаете. Не нужно забывать, что музейное дело делится на две части: первое, вы правильно сказали, экспозиционно-выставочная деятельность и второе — коллекционирование, собирание, хранение фондов. И вообще, когда музеи зарождались у нас в России Первое — сохранять наследие, а второе — это просвещение. Показывать, что происходило, когда происходило. Учить. Вот, наверное, так. — Интересно еще на минутку вернуться к преддиректорскому времени и узнать, какие выставки, события — что-то, происходившее в музеях, привлекало ваше внимание в последнее время, понравилось, особо запомнилось? — Привлекало всегда что-то новое! Согласитесь, вот сходил я в музей, посмотрел постоянную экспозицию — и когда я в следующий раз пойду туда? А новинки привлекают. — Ну что-нибудь вспомните, ведь интересно узнать о ваших пристрастиях, вкусах. — Ну, если совсем последнее время взять, то приезд сюда коллекции Фаберже Помимо всего прочего, наша постоянная экспозиция музея изобразительных искусств — сюда можно ходить практически вечно, наслаждаться теми работами наших классиков, которые хранятся в фондах. У нас действительно есть оригиналы — очень серьезные оригиналы очень великих и именитых классиков, как зарубежных, так и русских Фотовыставки, например Или выставка оружия в музее «Городская Дума». Это очень серьезная выставка, думаю, она удалась со всех сторон. Сейчас в планах данную выставку раскручивать, причем не просто пиаря, а находя в фондах еще какие-то экспонаты, которые будут выставляться и дополнять то, что сейчас находится там. И данная выставка будет привлекать к себе новинкой. — То есть будет долгосрочной? — Да, она будет долгосрочной за счет того, что будет дополняться и обновляться. Обновление, или смена, это задача, которая, мне кажется, достаточно слабенько выполнялась у нас в музеях. Есть такое понятие — постоянно меняющаяся экспозиция. То есть она как бы постоянная, но в ней постоянно идет обновление. Она постоянно разная. Фонды нам позволяют это делать. — Насколько я знаю, у музейных работников было желание делать больше выставок, но, кажется, площадей не хватало. — Есть момент временных экспозиций. Например, мы сейчас делаем выставку оружия. Прошло время, мы ее замакетировали, закаталогизировали, и эту выставку в любой момент снова можем выставить. Понимаете как? Не то, что выставка прошла, и о ней забыли. А периодически сменяющиеся выставки. Такой поток. — И все же, временных выставок в музеях было достаточно много, однако научные сотрудники продолжали говорить, что не хватает площадей, и есть гораздо больше, чего они хотели и могли бы показать. Вот вы назначены директором музейного комплекса, то есть речь идет о каких-то новых пространствах. Расскажите, как два музея будут уживаться в комплексе — какие площади будут у одного, какие — у другого — Нет, подождите. Основная задача сегодня — объединение двух музеев в один музейный комплекс. Никаких подразделений по площадям или еще по каким-то вопросам не будет. Концепция музейного комплекса еще разрабатывается, и говорить об этом рано. Я вам хочу сказать, что новый музейный комплекс будет включать в себя все то новое и новаторское, что происходит в музейном сообществе всемирно. — Могли бы вы обрисовать эти новые тенденции? — Не буду я пока этого делать, могу единственное сказать, что когда откроется новый музейный комплекс, тюменцы удивятся. Они действительно удивятся. — Тогда расскажите подробнее о концепции — кто работает над ней, какие сроки ее подготовки, будет ли экспертиза — Сейчас губернатор поставил задачу, чтобы это здание действительно стало музейным комплексом, а не долгостроем в центре города. Сегодня стоят задачи наработать как можно больше передовых технологий — У кого они заимствуются, какие-то специалисты приезжают?.. — Тут, понимаете, одним словом не сказать. Я думаю, участвовать будут многие консалтинговые фирмы, которые занимаются музейными технологиями. Их достаточно — и российских, и зарубежных. — То есть, идет работа по определению главного подрядчика? — Совершенно верно, а также наши историки, которые работают в музее, полностью принимают участие в обсуждении, в разработках и так далее. - Речь идет об общей экспозиции? — Я думаю, что в любом случае в музейном комплексе подразумевается разделение, иначе никак. Если человек пришел посмотреть живопись, он придет туда, где экспонируется живопись. — Сроки окончания работы над концепцией или сдачи музея назначены? — Перед нами поставлена задача открыть музейный комплекс к концу 2009 года. — Кажется, фонды краеведческого музея давно готовятся к переезду — Работы над новым фондохранилищем подходят к концу, и одна из серьезнейших екатеринбургских фирм просчитала логистику переезда фондов из Спасской церкви — финансы, необходимое оборудование и так далее. — Могли бы вы уточнить объемы фондов в краеведческом музее, в музее изобразительных искусств, а также вместительность нового фондохранилища? Фондовики выражали сомнение, что коллекции двух музеев там поместятся. — В настоящее время мы ждем информацию о просчетах данной ситуации. — А если окажется, что места недостаточно? — Мы будем искать дополнительные площади. Еще не все строительные работы в здании закончены, в качестве одного из вариантов — мы можем перестроить часть здания и добавить площадей фондохранилищу. Вариантов-то много Но я привык к тому, чтобы не смотреть вперед, пока не знаешь сегодняшней ситуации. В любом случае, если вы посмотрите, в каком состоянии сегодня хранятся коллекции, при какой температуре и уровне влажности, вы поймете, что перемещение фондов — это только в плюс. — Поясните немного относительно новых подходов — существуют ли они вообще? — к фондам. Действительно ли есть идея «разгружать» фонды от излишнего количества единиц хранения? — Это же невозможно! Все, что хранится в наших музейных фондах, это музейные фонды, причем государственные. Рассуждать о том, чтобы например, как я тут в одной статье прочитал, оставить три прялки из 28-х Да у кого рука поднимется? Единственное, я говорю о подходах к фондохранению. Есть два типа — закрытые фонды и открытые Понимаете, сегодня есть коллекции, которые, в сущности, интересные не слишком широкому слою специалистов, скажем, человекам ста в городе. Но они востребованы для изучения, для написания каких-то работ — дипломных, научных В мировой практике широко применяется метод открытого хранения. Это почти та же экспозиция, только в уплотненном виде. Предметы из фондов посетитель может зайти и посмотреть в любой момент. — В Эрмитаже для этого построено отдельное современное здание, то есть речь идет об огромных площадях. — А вы думаете, в нашем музейном комплексе мало площадей? Вы только подойдите к нему! Только издалека кажется, что он маленький. — То есть концепция открытого хранения всерьез обсуждается? — Конечно. Вы поймите, ничего пагубного относительно хранения коллекций не планируется. Если при изучении ситуации мы встанем перед проблемой недостатка площадей, мы, конечно же, не будем уничтожать фонды, мы будем продумывать площади. У вас вопросы такие специфические, мне кажется, лучше поговорить на более глобальные, серьезные темы, чем говорить о количестве квадратных метров в фондохранилище. Это производственный вопрос, мы сейчас его изучаем. — Ну вы же журналист и знаете, когда вся информация выложена публично, вопросов не возникает. — Что я могу вам выложить, если идет просчет всех квадратов! При современных методах хранения нужно просчитать количество квадратных метров, оно будет прямо пропорционально зависеть от качества хранения и от количества предметов хранения. Этот вопрос могут просчитать только специалисты, их сейчас выбрали, и они занялись подсчетами. Заметьте, проект создавался около 18 лет назад, как вы думаете, фонды изменились? Они чуть ли не ежедневно изменяются. — Вы до сих пор не имели дело с музеями, каким образом собираетесь в эту тему входить? Может, получите новое образование — в депутатское время вы ведь окончили юридический факультет — Музей — это учреждение культуры, имеющее многомиллионный баланс, на котором стоит имущество. За ним нужно следить, им нужно управлять и, помимо этого, есть целый ряд организаторских моментов. И есть специалисты, которые имеют очень высокие степени в плане изучения коллекций, выставочной деятельности — Вы это говорите к тому, что вам не обязательно обладать какими-то специальными знаниями в области музеев? — Здесь я отвечу так: «Учиться, учиться и учиться». — Готовы ли вы последовать примеру Словцова, который в той «непонятной» статье приводила сотрудница музея, — когда Ивана Яковлевича назначили директором Александровского реального училища, он, несмотря на то, что несколько лет в нем преподавал, отправился в путешествие по другим городам, чтобы узнать, как там работают подобные учреждения? — Да, конечно. В первую очередь хотелось бы попасть по соседям, в Омск, Челябинск. В Челябинске открыт новый музей, очень серьезный комплекс — интересно посмотреть их подходы. Наслышан, что в Питере есть очень серьезная школа изучения интерактивного подхода к музейному экспонированию. Я точно не знаю где, кажется в Русском музее, собрана информация о новых подходах. Возможно, и за границу Но в первую очередь я надеюсь на то, что найду огромную поддержку у наших очень авторитетных и опытных музейных работников. Некоторые мои высказывания воспринимают слишком буквально, важно заметить, что я пришел не революцию делать. То есть революций не нужно, у нас великолепные фонды, великолепные работники с огромнейшим опытом, оба музея — что музей изобразительных искусств, что краеведческий — это два музея именитых, со своим авторитетом. — Поскольку выяснилось, что вы будете в первую очередь директором-хозяйственником, который осуществляет весь деловой процесс, возникает вопрос, будет ли у вас заместитель по музейной работе? — Конечно — есть главный хранитель, есть заместитель директора по научной работе, есть заместитель директора по научно-образовательной работе — В музее изобразительных искусств главным хранителем останется Людмила Овсянкина, а краеведческое направление кто возглавит? — Не надо забывать, что у нас краеведческое направление также делится на фонды и филиалы — наш музей Машарова, музей Колокольникова, «Городская Дума», археологический музей. Я хочу сказать одно: те, кто отдал практически полжизни нашему музею — в любом случае эти люди останутся работать, никаких штатных революций не предвидится. — Какая установка на счет филиалов, все они останутся у музея? — Пока разрабатывается концепция, все останется по-прежнему. — Обрисуйте, пожалуйста, ваш ближайший план действий на посту директора? — Первое, конечно, — разработка концепции и достройка музейного комплекса. Второе — сделать так, чтобы в музейном комплексе появились, как минимум, серьезный отдел пиара, очень серьезный отдел в плане работы со спонсорами, коммерческий отдел и отдел, который будет заниматься креативом. Креативом дизайна. Креативом темы. — Креативом темы? — Ну, вы понимаете что такое креатив? — Ну, это такое слово — Нет, это очень серьезное слово. — всеобъемлющее, можно сказать. — Нет, не всеобъемлющее. Это привнесение нового и интересного Более смелый подход. Чтобы зритель не просто, проходя мимо, обратил внимание, что в музее какая-то выставка, а чтобы он шел в музей специально. — Приведите пример, как это выглядит? — Увидите скоро, не хочется раскрывать секрета, который задуман. — Ну хоть какие-то направлении обозначьте. Это будут танцы, клоуны — Нет, какие клоуны! — необычная инсталляция? Выставка на потолке? Мультимедиа — Вообще да, все схемы привлечения публики. Все, любые совершенно. Вы увидите это все. В любом случае, это будет происходить.