Уже 50 лет доктор Раиса Хасанова работает в Ярковском районе в деревушке, куда по несколько месяцев в году не добраться.
Каждый день она собирает свою большую сумку и идёт на вызов. Хотя в Дулёпиной домов не так много. Всего 30, но жилые из них только 7. За все годы было немало экстраординарных случаев, когда приходилось действовать на свой страх и риск. О нюансах работы в глухой деревне — в материале «Вслух.ру».
Как оказалась в недоступной точке
Живут в деревне сегодня в основном люди пенсионного возраста, требующие внимания, заботы. При этом стаж самой Раисы Сайфульмулюковны уже 50 лет. И всё это время она работает в местном ФАПе фельдшером. В Дулёпина она приехала 1 апреля 1973 года, сразу после окончания Тобольского медицинского училища имени Владимира Солдатова.
«Сказать, что я попала сюда по распределению, нельзя. Так получилось, что в самом начале на распределение я опоздала. Остались только недоступные точки. Такие как Новокаишкуль, Старый Каишкуль, Петропавловка и Дулёпина. Я выбрала последнюю деревню, потому что Ярковский район поближе будет к Тобольскому, откуда я родом. Мне тогда было всего 19 лет. До меня здесь даже фельдшера не было, не говоря уже о ФАПе (фельдшерский акушерский пункт).
В деревне стояла мечеть, с одной стороны которой и приспособили ФАП. Я там всё оборудовала, сама белила, сама красила. Начала работать. А через год мне выделили старый домик, его тоже пришлось адаптировать. И так до сих пор я в нём работаю" - рассказывает Раиса Хасанова.
ФАП очень маленький, но уютный. Внутри чистота и порядок. Есть необходимые лекарства на полках, все документы в папочках. Сейчас фельдшер в основном измеряет давление, сатурацию, делает уколы, проводит диспансеризацию. Ежегодно в Дулёпина приезжают специалисты из Ярково, осматривают всё население. И по их наставлениям уже в дальнейшем лечит Раиса Хасанова.
И здесь стоит объяснить, как устроена жизнь в деревне. Дулёпина относится к Покровскому сельскому поселению и находится буквально в десяти минутах езды от него. Но это если ехать по зимнику через Туру. А всю остальную часть года до центральной усадьбы можно добраться либо на лодке, либо в объезд через Ялуторовск — 120 километров.
«Во-первых, бывает такое время года, что выехать из нашей деревни нельзя. Она окружена озером и рекой. Лёд встал или не встал, транспорт есть или нет. Дождь может размыть дороги, сугробы — загородить выезд. Если даже вызвать скорую, то она будет ждать на том берегу у Покровского. Если дорога до Туры нормальная, то пытаемся на машине увезти пациента.
Вообще же всю жизнь я стараюсь до самой областной больницы №24 сопроводить пациента в Ярково. В экстренных случаях приходится доставлять пациентов нам с мужем. Хотя народ в нашей деревне вообще не приспособлен к тому, чтобы куда-то поехать, лечь в больницу. Всё хотят делать здесь. Иногда из-за этого мне приходится самостоятельные решения принимать. Часто бывают ожоги, где-то нужно и стационарно лечить, когда процент поражения большой, но люди не едут" - делится Раиса Хасанова.
В Дулёпина живут потомки казанских татар, которые переселились сюда в начале 20 века. Такой немного закрытый образ жизни их вполне устраивает. Но тем не менее для фельдшера это периодически доставляет проблемы. У Раисы Хасановой таких историй припасено немало.
«Я никогда не говорила, что вот отпуск у меня, или я после операции. Все шли ко мне. Даже медикаменты никогда не сдавала из-за того что пошла в декретный отпуск.
Был такой случай, когда первый раз забеременела. На дворе стоял август — время полевых работ, как раз сенокос. Приходит ко мне молодой парень с травмой лица. Видимо, точил или пилил что-то. У них там циркулярка работала. На всю щеку рана длиной сантиметров 10, наполненная мелкой стружкой. Мне на тот период оставалось до родов дня два. А куда его? Он пришёл, трактора все на полевых работах. В деревне ничего нет. И оставлять его нельзя, потому что могут быть осложнения.
Я принялась за дело, взяла пинцетик, и мы целый день с ним занимались раной. Всё до последней стружки выскоблила, обработала и наложила швы. И до сих пор этот мужчина благодарит и радуется.
Каждый день Раиса Хасанова собирает свою большую сумку и идёт на вызов
В Дулёпина я четыре раза принимала роды. Был такой случай. Ноябрь, как раз бездорожье. Женщина на учёте не состояла, приехала, видимо, на праздники ноябрьские к родственникам и осталась. Меня вызвали рано утром. Схватки начались. А куда её? Насчёт реки ещё не знаем. Шуга или лёд встал? Скорая не успеет приехать. И мы решили везти.
Завели трактор «Беларус», в телегу положили шубы и сено, повезли. Дорога вся колеях, трактор — туда, телега — сюда, и мы также переваливаемся. Подъехали к Туре, а там лодки не оказалось, она была на том берегу. Наши мужчины кое-как нашли маленькую лодочку, переплыли на ней, чтобы уже с того берега приехать на большой лодке за нами.
А время-то тянулось, у нас начались роды. Сверху снег, прохладно, а мы на телеге. Родилась девочка такая, она закричала сразу, роды были физиологические. Сначала трясло всех, боялись, а потом обрадовались. В шубы её закутали, тут уже и лодка подплыла.
Что интересно, река была замёрзшей с обеих сторон, только посередине шуга. Я рассчитывала, что успею, но все затянулось. Пока искали лодку, пока переплывали, кто-то лёд ломал, а скорая всё это время стояла на том берегу. Я женщину доставила до самой больницы в Ярково. Раньше она называлась участковая. Всё закончилось благополучно. Мы сейчас периодически с той девочкой видимся. У неё у самой уже двое детей, живёт в Тюмени.
Один раз мужчина заводил трактор «Беларус». Его заводят как-то хитро, тянут за верёвку сначала. Он, видимо, стоял у колеса, тормоза не было. И по нему по тазовой области проехал трактор. Как я везла этого пациента! Сама была в шоковом состоянии. Он сознание терял. Это было очень-очень страшно. У него -повреждение внутренних органов.
Я всё-таки довезла, и мы спасли его. И тоже было бездорожье. Почему-то все такие экстренные случаи происходили в трудные времена. Как будто специально" - рассказывает Раиса Хасанова.
Муж — главный помощник
Муж Раисы Рамазан Ибрагимович родился и вырос в Дулёпина. Несмотря на то, что был очень занятым, никогда не отказывал жене, когда она просила увезти пациентов в райцентр или на тот берег в Покровское.
«Если бы не возил, она бы не смогла работать здесь. Можно сказать, что я водитель скорой помощи. Насколько помню, за всё время существования деревни до нас добиралась настоящая скорая один раз только.
Мы с Раисой 48 лет живём, это же не поле перейти. Некоторые сейчас в принципе до такого возраста дожить не могут, а у нас это семейная жизнь", — улыбается Рамазан Хасанов.
Кстати, главный врач больницы сказал, что на день медицинского работника в этом году наградит и мужа Раисы Хасановой. За то, что он такой отзывчивый.
Без Дулепина никуда
У супругов трое детей. Все живут в Тюмени. Часто приезжают навестить родителей, помочь по хозяйству. Семья Хасановых до сих пор держит лошадей, овец, а летом собирают ягоды и грибы. Не сидят без дела. Может, поэтому Раиса Сайфульмулюковна не оставляет свою должность, хотя давно на пенсии. Трудолюбие и ответственность не дают бросить пост.
А сама она объясняет это так: «Работать некому, коллеги не хотят сюда. Молодые тем более. А я привыкла, у меня здесь семья, дом, дети тут выросли. Неохота уезжать, да и на кого людей оставлю? Они же без лекарственных препаратов не могут. Да и мы сами с мужем уже в таком возрасте, что нам это нужно. К тому же Дулёпина для меня дорого.
Не хочу оставлять работу, но пора. Поэтому радуюсь, когда бываю на конференциях, а там все такие молодые! У нас главный врач говорит, мол, давайте, фельдшеры, ищите себе замену, чтобы учились молодые, это же профессия очень почётная! Уважение такое. Я желаю, чтобы во всех деревнях молодёжь шла учиться. Это самое основное, потому что медицинские работники нужны везде. Без них никак. Медики и учителя — это наше будущее".
После того как Раиса Сайфульмулюковна закончила работу, а Рамазан Ибрагимович управился со скотом, они садятся за стол и пьют чай. В доме, который построил ещё дед главы семейства, тепло, уютно. И хочется верить, что деревня Дулёпина продолжит жить, а у местных обязательно появится новый фельдшер, который будет таким же ответственным и заботливым, как его предшественник — Раиса Хасанова.
Фото: Карины Закирьяновой