Многие сооружения здесь сохранились со второй половины XIX века.
Сегодня в Тюмени началось обсуждение реновации комплекса старинных зданий на территории железнодорожного вокзала. Многие из них пока остаются недоступными для горожан, проход на территорию запрещен, однако в рамках проектной сессии для большой группы активных горожан в РЖД сделали исключение.
На экскурсию пришли предприниматели, ремесленники, преподаватели тюменских вузов, представители общественных организаций. Всем им вместе с Агентством креативных индустрий предстоит решить, как вовлечь эту территорию в городскую среду. На экскурсии побывал корреспондент «Вслух.ру».
Старинные здания находятся на улице Привокзальной вдоль Транссиба (с правой стороны от железнодорожного вокзала). Знакомство с ними началось с веерного депо и поворотного круга. Они построены 1887 году. Тогда Тюмень была железнодорожным тупиком, поэтому локомотивы разворачивали на поворотном круге. Раньше он приводился в движение лошадьми, потом паровой машиной. Позднее установили современное оборудование. А круг с платформой остался тем же.
Поворотный круг использовался не только для разворота, но и для заезда локомотивов на ремонт в веерное депо. Здание стоит по дуге и выглядит довольно интересно. Оно построено из больших каменных блоков. И поворотный круг, и веерное депо можно использовать в качестве музея или другого общественного пространства.
У многих сразу же появилась идея с действующим паровозом, чтобы можно было запускать паровую машину, загонять старинный локомотив в депо, задействовать для этого поворотный круг.
Как пояснил заместитель руководителя Тюменского региона СвЖД Евгений Шумов, эта идея вполне реальна, ведь у Свердловской железной дороги есть шесть действующих паровозов, выпущенных в 1940-50 годах. Они ездят до сих пор, причем разгоняются до 80 км/час. И конечно же, действующий паровоз не стоит превращать в экспонат, тем более что у нас он уже есть — у ДК «Железнодорожник».
Рядом с веерным депо еще одно здание, построенное в 1890 году. В нем сохранилась кирпичная кладка. Дом сдается в аренду под гараж для грузовых машин. Вполне может быть еще одно общественное пространство. Мы также побывали в двух водонапорных башнях.
В одной из них даже сохранились стальные баки для воды с заклепками. Во второй башне белого цвета баков нет, ее можно сразу начинать переделывать под какое-то творческое пространство.
По информации пресс-службы Тюменского региона СвЖД, комплекс зданий бывшего паровозного депо представляет собой особую ценность как один из уникальных образцов промышленной архитектуры. Это депо стало первым в Северном Зауралье. Часть строений выполнена в едином архитектурном стиле, они включены в перечень объектов культурного наследия Тюменской области.
Во время обсуждения директор АРХИДа Тюменского индустриального университета Светлана Капелева, предложила сделать в башне с баками стеклянные перекрытия, чтобы снизу была видна вся громадная конструкция. А на первом этаже можно сделать бар с исконно тюменскими напитками для туристов и гостей. В другой башне куратор креативных площадок концертно-танцевального объединения Ольга Сенгес предложила открыть «Музей Леонардо да Винчи». Эта идея перекликается с той, что высказал корреспондент «Вслух.ру» — создать на территории комплекса инженерную школу. Ведь как раз с приходом паровых машин начали массово готовить инженеров. И учить их нужно с ранних лет, причем проще всего объяснять механику на старинных механизмах.
По мнению Светланы Капелевой, при реновации старинных зданий паровозного депо необходимо учесть и транспортную составляющую, чтобы к новому общественному пространству можно было подъехать или подойти с разных сторон. Кстати, как раз рассматривалась идея строительства тоннеля под Транссибом в районе железнодорожного вокзала. Эти проекты можно увязать между собой. Заодно этот проект можно увязать с реконструкцией всей улицы Первомайской. Ее так же как и улицу Ленина хотят полностью преобразить, чтобы она была в едином стиле и максимально удобна для тюменцев и гостей города.
Как пояснил «Вслух.ру» руководитель Агентства креативных индустрий Алексей Краев, всего запланированы четыре встречи, чтобы собрать и обсудить все идеи. По итогам обсуждений будут выбраны лучшие. В голосовании могут принять участие все желающие.
Планируется, что уже к середине мая появится предварительная концепция. Первыми в общественное пространство могут вовлечь «Белую башню» и веерное депо.
Фото: Юрий Шестак