С завершением последнего весеннего месяца в свои права вступает «дачный сезон»; дачники, огородники и просто «стихийные земледельцы» выстраиваются в длинные очереди на автобусных остановках пригородных маршрутов в ожидании долгожданного транспорта, который по колдобинам и ямам загородных дорог со скрежетом, скрипом и причитаниями пенсионеров: «Милок, может, дотянешь, не сломаешься?!» отвезет пассажиров к любимым грядкам.
Такую картину нетрудно было представить при обсуждении на административном совете вопроса о состоянии и мерах по улучшению транспортного обслуживания населения города Тюмени в период дачного сезона. Председатель комитета по транспорту и связи Сергей Каранкевич представил показатели, от которых зависит успех переезда из города на дачу.
В настоящее время в окрестностях Тюмени на радиусе до 50 километров расположено свыше 300 садоводческих обществ, объединяющих в своих рядах около 200 тысяч горожан. Транспортное обслуживание большинства садоводческих обществ производится подвижным составом муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий № 1 (18 маршрутов) и № 2 (10 маршрутов).
По рабочим дням на линию выходят 44 автобуса, по праздничным и выходным — до 85 автобусов (по нормативам должно выделяться до 200 машин). Причем, увеличение количества транспортных единиц на этих маршрутах приводит к увеличению интервалов движения городского транспорта, что создает большие неудобства передвижения по городу (это касается длинных очередей).
Далее — про «скрип и скрежет». В автобусных парках самым «молодым» по срокам службы, считаются «ЛИАЗы», проработавшие 9 лет, они-то и выходят на линии дачных маршрутов. Износ такого подвижного состава достиг 92%, поэтому нередки случаи поломок и сходов с линии автобусов по техническим причинам. Из 340 линейных автобусов 270 единиц полностью самортизированы, количество выделяемых автобусов на дачные маршруты уменьшено на 8−10% по сравнению с 1995 годом.
И в завершение — о «ямах и колдобинах». Общая протяженность пригородных (садоводческих) маршрутов составляет 719 километров, из них 95 километров дорожного полотна не соответствует требованиям безопасности дорожного движения и ГОСТу на дороги, в том числе по маршрутам: № 36 «Центральный рынок — c/о «Ландыш»; № 100 «Завод Медоборудования — с/о «Топаз»; № 156 «Областная библиотека — с/о «Липовый остров».