С 2015 -2016 учебного года будет отрабатываться модель ресурсных классов на
базе коррекционной школы № 2 Тюмени.
_До недавних пор такое понятие, как ресурсные классы для аутистов, было незнакомо российскому образованию. Вернее, о нем слышали, поскольку во многих странах такая форма обучения существует, но на нашей почве она не культивировалась. Лед тронулся, и в общеобразовательных школах начали появляться классы для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Тюмень также готова к эксперименту, с нового учебного года первые классы начнут свою работу._
Тюмень открывает пилотную площадку
Ресурсный класс — специально сформированный класс для детей с особенностями развития. Предполагается, что в кабинете должны быть специальные пособия, видеоматериалы для детей с аутизмом. С учениками вместе находятся не только учителя, но и тьюторы. Численность класса очень ограничена — не больше восьми человек. Такая модель дает хорошие результаты в работе с аутизмом, дети получают не только знания, но и навыки социализации.
С 2015—2016 учебного года начнет отрабатываться модель ресурсных классов на базе специальной (коррекционной) школы № 2 Тюмени. Сейчас ведется подготовка к их открытию. Во-первых, нужно обучить педагогов работать с детьми с РАС, поскольку они требуют определенного подхода, технологии, отработанные с детьми с другими особенностями здоровья, тут не подходят. Во-вторых, необходимо подготовить тьюторов — людей, сопровождающих детей на протяжении учебного времени. В-третьих, нужно сформировать контингент классов, а для этого провести работу с родителями.
До сегодняшнего дня в России не приняты программы обучения аутистов. Председатель тюменской городской психолого-медико-педагогической комиссии Гульшат Кувандикова рассказала: «Сегодня нормативные документы позволяют определять программу обучения для ребятишек с разными патологиями — зрения, слуха, интеллекта и др., но такой категории, как дети с РАС, нет, а, значит, нет и программы для обучения. Поэтому говорить о том, что у нас действуют какие-то специальные группы или классы для аутистов, не приходится».
Как сообщили в департаменте образования и науки Тюменской области, в настоящее время численность детей с расстройствами аутистического спектра составляет 146 человек, из них ходит в сад 61 человек, учатся в общеобразовательных и специальных (коррекционных) школах — 85 человек. Сами родители особых детей считают, что в России в целом и в Тюмени в частности занижено количество аутистов. В странах, где статистика ведется, цифры такие — один из 68 детей страдает аутизмом.
Научить учителей
Учитель, работающий с аутистами, должен получить специальные навыки и овладеть прежде всего методикой общения с ребенком, с которым очень трудно найти контакт. Областной департамент образования и науки это понимает, а потому для педагогов региона проходят различные семинары, тренинги
Каждому — по потребностям
Представитель центра «Суламот» Марина Слепян рассказала о том, как в Израиле построена система обучения для детей с аутизмом. Там принят закон, предусматривающий получение специального образования лицами от трех до 21 года. Марина подчеркнула, что закон расставляет приоритеты — учить детей с аутизмом в рамках стандартного образования,
«Все школы в Израиле инклюзивны, поэтому помещение ученика в стандартные рамки образования сложности не представляет, — заверила Марина. — В стране 40% учеников, подпадающих под закон о специальном образовании, учатся в специальных учреждениях, остальные интегрированы в обычные школы».
В Израиле практикуется модель инклюзии на основе индивидуального сопровождения. Тьютор, обладающий знаниями об аутизме, сопровождает ребенка на протяжении всех уроков и перемен. Предполагается тесное взаимодействие между тьютором, педагогом и родителями.
Если ребенок ходит в коммуникационный класс, а не в стандартный, это не значит, что он выпадает из жизни и оторван от мира. В классе учатся до восьми детей, команда, работающая с ними, более многочисленная, чем в обычном: два учителя, несколько тьюторов. Дети из этого класса ходят на инклюзию в обычные классы — кто-то на рисование и пение, кто-то на физкультуру, это зависит от индивидуальной программы ребенка.
В Израиле признают, что абсолютно у каждого ребенка есть свои потребности, и их нужно удовлетворить, к чему система должна быть готова. «Очень неприятная вещь — вынужденная интеграция, когда особого ребенка погружают в неподготовленную среду. Ребенок не адаптирован, так же как и новое окружение. Такие эксперименты завершаются неудачно», — предостерегла Марина Слепян.
Тьютор — работа не для слабых
Мечта родителей детей-аутистов — тьюторское сопровождение. Председатель тюменской общественной организации «Дети — ангелы» Полина Бабушкина выразила надежду, что в скором будущем сопровождение ребенка во время учебного процесса перестанет быть роскошью, вопрос найдет свое решение и воплотится в жизнь. Она отметила: «Уже ведутся переговоры с представители педагогических вузов о введении в программу подготовки студентов практиконаправленных вопросов коррекционной работы с детьми с ОВЗ и подготовки тьюторов. Этим летом на протяжении двух недель на базе Тюменского областного реабилитационного центра работала пилотная группа кратковременного пребывания; с детьми, в том числе с РАС, занимались на протяжении четырех часов в день студенты — будущие педагоги. Девушки даже с самыми сложными детьми нашли общий язык. Родители дали высокую оценку такому проекту, поскольку дети получили очень важный опыт социализации. Подготовка тьюторов — одно из важнейших направлений совместной работы департамента образования и общественных организаций».
Кто может быть тьютором? Специалист, работающий в сфере образования, соцработник, волонтер, имеющий определенные знания? Заместитель директора департамента социального развития Тюменской области Татьяна Родяшина сообщила: «По линии соцзащиты таких должностей просто нет, и департамент не сможет их оплачивать. Есть лишь социальное сопровождение семей, воспитывающих особых детей,
В качестве тьюторов вряд ли можно использовать волонтеров, т. к. эта работа высококвалифицированная и очень тяжелая.
Таким образом, тьютором может быть представитель сферы образования, но большой вопрос — найдутся ли желающие? О сложностях с введением новой должности рассказала директор специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада № 76 Тюмени Ольга Бурова: «Совсем скоро наличие тьютора станет обязательным требованием, однако педагог, ставший тьютором и имеющий какую-либо квалификационную категорию, ее потеряет, потеряет педагогический стаж, а вместе с ним и продолжительный отпуск, он сократится с 56 до 28 дней. Еще один минус — рабочий день тьютора составляет семь часов, педагога коррекционного учреждения — пять часов. Получается, что высококвалифицированный педагогический работник лишается напрочь всех льгот педагога коррекционного образования».
Таким образом, вопрос, кто же будет работать тьютором, еще ждет своего разрешения.
И родители, и педагоги ждут изменения в системе образования. С сентября 2016 года в силу вступают Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья, включая стандарты для обучения детей с РАС. На сайте Минобрнауки сообщается: «В настоящее время задача по созданию условий для получения образования детьми всех категорий ОВЗ в общеобразовательных школах является одним из приоритетных направлений деятельности Министерства».
В нашем регионе уже разработан план по подготовке внедрения стандартов. Для координации деятельности по вопросам обучения детей с РАС готовится к подписанию соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности с Тюменской организацией «Открой мне мир». Она занимается помощью инвалидам и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития, в том числе с расстройствами аутистического спектра. В рамках соглашения будет проходить информационный обмен, совместное проведение круглых столов, семинаров, консультаций для родителей детей с РАС. Специальная начальная школа-детский сад № 76 Тюмени определена ресурсным методическим центром.