Dipol FM | 105,6 fm

Оперное лето в Тюмени

Летом Тюмень несколько дней пробовала себя в роли оперного города – 12 июня на сцене драмтеатра состоялась премьера монооперы "Моцарт и Сальери", с 13 по 15 июня в кукольном театре представляли музыкальный спектакль "Золотой цыпленок", который в неофициальной обстановке тоже принято называть оперой – детской. К тому же 23 июня в филармонии состоялся концерт испанского тенора Хосе Каррераса.

Летом Тюмень несколько дней пробовала себя в роли оперного города — 12 июня на сцене драмтеатра состоялась премьера монооперы «Моцарт и Сальери», с 13 по 15 июня в кукольном театре представляли музыкальный спектакль «Золотой цыпленок», который в неофициальной обстановке тоже принято называть оперой — детской. К тому же 23 июня в филармонии состоялся концерт испанского тенора Хосе Каррераса. Один за всех Как подчеркивали создатели спектакля «Моцарт и Сальери», опера Римского-Корсакова впервые звучала в моноисполнении, под оркестр и в формате спектакля, а не концерта. Обе партии — Моцарта (тенор) и Сальери (баритон) — исполнил солист Большого театра Владимир Огнев (бас). Премьеру представил 12 мая на сцене тюменского театра драмы мини-оперный театр Антона Шароева «Пикколо». Спектакль предваряется рассказом Антона Шароева о первой встрече Моцарта и Сальери, который, правда, слышат не все зрители, поскольку маэстро говорит крайне тихо. Затем следует музыкальный пролог в исполнении ансамбля «Барокко» (две скрипки — Антон Шароев и Юлия Прямова и Мария Блажевич за электроорганом) — церковные сонаты 16-летнего Моцарта и вариации на тему Сальери, ставшие первым подношением шестнадцатилетнего гения будущему учителю. Солист Большого театра и национальной французской оперы «Бастиль» в Париже Владимир Огнев рассказал журналистам, что идея исполнить «Моцарта и Сальери» в одиночку пришла ему в 1994 году. С тех пор потребовалось много времени и работы над собой, чтобы не просто спеть две разные партии, но и соединить на время спектакля в себе две разные личности. С одной стороны, человеку всегда присуща амбивалентность, с другой — работа над этими ролями требует существенной психологической проработки. «Так что это настоящий русский психологический театр», — заметил Огнев. Артист знаком тюменской публике — в декабре позапрошлого года состоялась премьера мини-оперы «Служанка-госпожа», в которой Огнев с блеском исполнил комедийную роль, на этот раз ему предстояло показать противоположную грань своего таланта. Несмотря на то, что внешне Владимир Огнев не соответствует представлениям ни о Моцарте, ни о Сальери, сочетать в себе гений и злодейство, представить муки человека, раздираемого страстями, певцу удалось, хотя партия тенора все же звучала менее выразительно. Пожалуй, Огнев создал объемный образ Сальери, в котором сочетались светлые чувства к Моцарту и поклонение музыке с досадой и мучительным неприятием той легкомысленности, с какой Амадей обращается со своим талантом. Моцарт же получился плосковатым персонажем, наивным юношей, жертвой обстоятельств. Но если ход с моноисполнением двух противоположных ролей — интересный и во многом удачный эксперимент, то в плане режиссуры и сценографии стоило все же обратиться к двум отдельным профессионалам. Постановкой занимался сам Огнев, ассистировала москвичка Евгения Палицына, с которой артист и раньше сотрудничал. Сценография сводится к черным ширмам, разбросанным по сцене, даже расклеенным по стенам нотным ксерокопиям. Режиссерская мысль проявилась, в первую очередь, в музыкальном монтаже, соединившем записи танго Астора Пьяццоллы и «Реквиема» Моцарта в исполнении симфонического оркестра и хора с живой музыкой, сыгранной оркестриком «Пикколо». Пьяццолла призван отразить душевные муки героя. Да, у аргентинского танго прекрасно получаются слезы, терзания, страсти, но какое отношение эта музыка имеет к Моцарту, Сальери, Пушкину, Римскому-Корсакову, к тюменскому театру, к этой постановке, решительно непонятно. В финале музыканты поочереди уходят, ходя давно уже не играют — звучит запись «Реквиема». А маэстро остается сидеть в темноте гордым профилем на своей горе пластиковых стульев. «У Римского-Корсакова стоит в финале „Реквием“ по желанию исполнителя», — говорит Антон Шароев. Но контрасты между записью и живой музыкой, между большим оркестром и крохотным, между Римским-Корсаковым и Моцартом резонируют, создавая сильнейший «перепад высот». Зрители с должным вниманием отнеслись к самоиронии Антона Шароева, взявшего на себя роль уличного музыканта, который фальшиво исполняет музыку Моцарта. Оркестрик «Пикколо» — две скрипки, виолончель, контрабас и электрический орган — звучал вполне в традиции оркестра «Камерата Сибири». По законам жанра моноопера «Моцарт и Сальери» вызывает противоречивое впечатление. С одной стороны, это, несомненно, интересный эксперимент, разбавивший небогатую на события концертно-театральную рутину Тюмени. С другой — все, что не касалось музыкального исполнения, носит отпечаток самодеятельности — от стопки пластиковых кресел, на которых восседает дирижер, до красной рубахи, в которую прямо на сцене переодевается певец, демонстрируя телесность во всей, так сказать, полноте. Сейчас Антон Шароев ставит оперу Антона Рубинштейна «Христос» в Пермском оперном театре. Можно надеяться, что, поработав с режиссером Георгием Исаакяном, настоящими костюмерами и сценографами, маэстро решит-таки пригласить профессионалов для постановки следующей оперы в Тюмени. Правительство области, поддерживающее мини-оперные спектакли, дало добро на украинскую «Сельскую оперу» Евгения Станковича. Между теликом и театром «Золотой цыпленок» по пьесе Владимира Орлова на музыку Вячеслава Улановского — второй детский музыкальный спектакль, поддержанный правительством Тюменской области. Детскую оперу еще в 1955 году затеял в Тюмени Виктор Орлов. Но его «Кошкин дом» воплотился лишь в 2007-м, спустя два года после смерти артиста — супруга Римма Орлова и дочь Елена создали полноценный спектакль, в котором заняты учащиеся музыкальных школ, студенты и преподаватели колледжа искусств. Спектакль несколько раз представляли на сцене кукольного театра, коллектив даже стал участником фестиваля детских музыкальных спектаклей в Санкт-Петербурге. На этот раз режиссер и актриса Елена Орлова, живущая в Самаре, выбрала для постановки трогательную семейную сказку «Золотой цыпленок». В качестве исполнителей те же артисты, что и в «Кошкином доме» — в трех составах занято 15 человек. Роль цыпленка поют преподаватель колледжа искусств по вокалу, исполнительница роли Кошки в первом спектакле — Наталья Семешко и Валерия Матросова, выпусница колледжа искусств. В роль простоватого папы Волка вполне вписался Александр Мальцев, но любимцем публики очевидно стал Евгений Ельцов — один из трех исполнителей роли Лисы. Успех Лисы определяется, вероятно, ее схожестью с известной артисткой Веркой Сердючкой — и дело не только в переодевании мужчины в женщину, но и в манерах, тембре голоса, манере речи с характерным протяжным акцентом, то ли хохляцким, то ли трансвеститским. Публика хохочет, артист все больше эксплуатирует травести. Вообще, мюзикл выигрывает у всех постановок для детской аудитории, но только в той части, где артисты поют. Их драматические экзерсисы тут же отсылают к самодеятельности, представляют неудачные копии телешоу. Пошлейшим заигрыванием с публикой выглядят импровизации с использованием сленга вроде «Для особо одаренных», «Йес!», «А ты не больной?"… Спектакль, призванный дать зрителям симпатичную альтернативу массовой культуре, скатывается в подражание мейнстриму. Музыкальная часть — то, что удерживает старую добрую сказку на плаву. В этом году финансы не позволили привлечь оркестр, в музыкальном оформлении спектакля участвуют пианино, аккордеон и скрипка. Римма Орлова уверена, что для каждого материала должно быть свое музыкальное оформление, так что отсутствие оркестра не означает неуспех, это просто другой формат. И верно, трио настолько органично совпало с музыкой Вячеслава Улановского и аранжировкой одного из участников постановочной группы, что даже и представлять неуклюжий ученический оркестр на месте дамского ансамбля в оранжевых галстуках в голову не придет. Единственный недостаток — оркестр звучит громче голосов, хотя подзвучка обеспечена и инструментам, и певцам. На пресс-конференции создатели спектакля пояснили, почему в детской опере, хотя артисты поют в технике академического, а не эстрадного вокала, приходится использовать микрофоны. Оказывается, акустика кукольного театра после реконструкции стала настолько плачевной, что без микрофона в зале просто ничего не слышно. Главный художник театра кукол Сергей Перепелкин, оформлявший и «Кошкин дом», и «Золотого цыпленка», отметил, что до реконструкции в театре была неплохая акустика, но затем, как и многие театры в других городах, пережившие реконструкцию, кукольный театр потерял голос и слух. Возможно, виной тому современные материалы, гасящие звук. Как бы то ни было, музыканты осознают недостатки пения с микрофоном, но просто вынуждены прибегать к аппаратуре. Для кукольного театра, живущего в непростых условиях автономного учреждения и самоокупаемости, было сложно выделить время, цеха, специалистов, сцену для стороннего проекта, но директор Василий Пустыльников, сам не равнодушный к музыке (он еще и продюсер детского эстрадного конкурса «Волшебные ступеньки»), счел возможным поддержать детский музыкальный театр. Звезда, как много в этом звуке Выступление, да и весь визит испанского тенора Хосе Каррераса в Тюмень вышли лаконичными — пресс-конференция после полуторачасового ожидания длилась четыре минуты тридцать секунд, концерт — около полутора часов. Зато город готовился к этой встрече давно, и долго ее будет помнить. За четыре минуты, отведенные на блиц в холле отеля, ничего толком узнать не удалось, даром что обязательным условием участия в пресс-конференции был список вопросов, заранее отправленный организаторам. Мы узнали, что Каррерас не уверен, за кого болеть — за итальянцев или испанцев, что Сибирь для него ассоциируется с природными богатствами и меланхолической музыкой, что он, как и любой человек, желающий достичь чего-либо, вынужден жертвовать семейным уютом и спокойствием. Неизвестно, сказал ли гость еще что-то важное, поскольку с переводчиками в филармонии всегда дела обстоят плачевно. Каррерас в сопровождении пианиста Лоренцо Бавы и Нового итальянского квартета, который почему-то не строил в лучших традициях тюменского камерного оркестра, исполнил программу «Средиземноморская страсть», состоящую из неаполитанских, итальянских и испанских песен. Комментируя концерт, Римма Орлова подчеркнула, что Каррерас демонстрирует великолепную школу: «Он музыкален, он джентльмен, он умеет себя преподнести, певец очень достойный. Хотя возраст, я понимаю, но он блистательный певец — у него дыхание, четкий звук, слово хорошее. Вокалист прекрасный, вот что я вам могу сказать». Антон Шароев уверен, Каррерас в прекрасной форме: «Приятно слышать, что его голос не умирает… Темперамент! Выдающийся певец, артист. Слава богу, тюменская земля дожила, что приезжают великие артисты, которые не потеряли форму!» Более критично высказался молодой любитель оперы, не обремененный званиями и лаврами, однако пожелавший остаться инкогнито («Когда я в прошлый раз высказал критику в адрес знаменитого певца, обе мои начальницы меня не поняли — как можно критиковать великих», — объяснил он): «Безусловно, Каррерас берет за счет опыта, практики. Конечно, голос состарился, это вам не Лаури Вольпи или Пласидо Доминго, который недавно пел в Москве. Доминго великолепно звучит. А у Каррераса этот кач наверху давно, такое замедленное вибрато, первый признак старения голоса. Хотя на концерте Монтсеррат Кабалье была подзвучка, а Каррерас работает без подзвучки, несмотря на непростую акустику филармонии… Он очень экспрессивен, руками едва не показывает, откуда звук должен идти… Ой, а тут все ждали си-бемоль…» В высказываниях последнего комментатора не было неуважения к маэстро, лишь здоровый интерес человека, понимающего, что происходит на сцене. К сожалению, тюменской публике не хватает откровенных комментариев неангажированных экспертов, которые бы воспитывали вкус слушателей, давали четкое представление о том, что услышано. Все в сад!.. Краткий оперный сезон в Тюмени завершит третий фестиваль «Лето в Тобольском кремле». 5 июля, в 20: 00, в Софийском дворе Тобольского кремля начнется концерт «Оперные шедевры» в исполнении солистов оперы и академии молодых певцов санкт-петербургского Мариинского театра: заслуженная артистка России, лауреат международных конкурсов Анна Макарова, народный артист Республики Северная Осетия-Алания, лауреат международных конкурсов Даниил Штода, заслуженный артист Республики Коми, лауреат международных конкурсов Эдуард Цанга, лауреаты международных конкурсов Анастасия Калагина, Елена Цветкова, Лариса Юдина, Илья Банник, художественный руководитель Академии — заслуженная артистка России Лариса Гергиева. В концерте играет симфонический оркестр Мариинского театра под руководством народного артиста Северной Осетии, лауреата международных конкурсов, художественного руководителя симфонического оркестра города Тулузы Туган Сохиев. В программе концерта — арии из опер русских и зарубежных композиторов. Стоимость билетов — от 1500 до 5000 рублей.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Vk.
Последние новости
В Голышмановской спортшколе открыли отделение самбо
В Голышмановской спортшколе открыли отделение самбо
Школа сильна борцовскими традициями.
#самбо
#спортшкола
#Голышманово
#Андрей Артюхов
#дети
#Тюменская область
Вербное воскресенье: что это за праздник и как правильно срезать ветви?
Вербное воскресенье: что это за праздник и как правильно срезать ветви?
Не рекомендуется использовать для этого дерево на кладбище или возле него.
#новости России
#новости Тюмени
#Тюмень
#Тюменская область
#православие
#православный праздник
#праздник
#верба
#Вербное воскресенье
#Пасха
#Великий пост
Глава Минстроя России Ирек Файзуллин прибыл в Ишим
Глава Минстроя России Ирек Файзуллин прибыл в Ишим
Здесь сохраняется высокое половодье.
#паводок
#Ирек Файзуллин
#Владимир Якушев
#Александр Моор
#Ишим
#Тюменская область
#новости Тюмени
Прокуратура добилась выплаты по ранению тюменскому участнику СВО
Прокуратура добилась выплаты по ранению тюменскому участнику СВО
Для этого потребовалось доказать факт его проживания в областном центре до отправки на спецоперацию.
#выплата
#СВО
#прокуратура
#льготы
#ранение
После Пасхальной службы тюменские верующие смогут вернуться домой на городских автобусах
После Пасхальной службы тюменские верующие смогут вернуться домой на городских автобусах
Проезд от Знаменского собора по четырем специальным маршрутам будет бесплатным.
#Пасха
#транспорт
#пассажиры
#праздник