Фонд Тазовского районного краеведческого музея (Ямало-Ненецкий автономный округ) пополнился большим количеством новых экспонатов. Раритеты перешли в собственность учреждения по завещанию селькупского шамана Гаврила Мандакова. Доставили завещанное имущество в музей работники администрации Тазовского поссельсовета, сообщает студия «Факт».
Гаврил Мандаков много лет прожил отшельником, его изба стояла в верховьях реки Таз. Гости были здесь нечасто, в основном в летнее время, но шаман охотно принимал всех, а некоторым даже демонстрировал свои сверхъестественные способности. Зимой 2002 года Мандаков умер.
«Очень гостеприимный был человек, очень интересный. Сколько раз я у него была — ни разу не попадала, чтобы он мог мне камлание показать свое. Но однажды, когда у него умерла жена, и тут мы приехали (как обычно развозили на катере продукты пенсионерам-тундровикам). И он говорит, — пойдем, я тебе покажу свой музей. Нары, устроенные на дереве, на них сундук. А на самом дереве, как на священном, много, очень много разных тряпочек, ленточек…», — вспоминает заместитель главы администрации Тазовского поссельсовета Елена Коломеец.
После того, как шаман ушёл из жизни, за сохранность сундука очень переживали и в Тазовском музее, и в поссовете: уж очень редкие вещи хранились там. А когда сундук всё же доставили в Тазовский, выяснилось, что каждый экспонат представляет большую музейную ценность. Некоторые предметы, скорее всего, вообще больше нигде нельзя встретить.
«Наверняка, стрелы, которые хранились у Мандакова, мы не сможем встретить ни в одном районном музее. Головной убор шамана, принадлежности для камлания, священные куколки, другие вещи, употреблявшиеся при определённых обрядах. Всё это существует в единственном экземпляре, всё это — настоящее сокровище для нас», — говорит директор Тазовского районного краеведческого музея Леонид Шашков.
Служители музея долго сомневались и переживали: не будет ли греха, если они оставят вещи шамана в музее. Елена Коломеец заверила, что нет, а её в этом убедил отшельник, много лет проживающий неподалёку от Гаврила Мандакова. «Мы когда приехали к Володе Петрову, он сказал, что нужно туда съездить и обязательно забрать сундук, поскольку дед завещал его музею. Вот так всё это и попало в музей… Знаете, там был еще бубен, но он, к сожалению, весь сгнил, так как сундук ничем прикрыт не был. Время, дожди, снег сделали своё дело…», — рассказывает Елена Коломеец.
Теперь перед сотрудниками музея стоит ответственная задача: разобрать вещи, предметы камлания, определить, для чего они предназначены, как использовались шаманом. А затем организовать экспозицию, и тем самым увековечить память о знаменитом в этих местах человеке — селькупском шамане Гавриле Мандакове.