Сегодня в выставочном зале Союза художников открылась "выставка авторских фотографий " тюменского художника Олега Федорова "Повернись лицом к свету". Если множество любительских снимков представить анонимными, лишив их меланхолического обаяния личности Федорова, экспозиция развалится, оставив среди зияющих в развеске дыр с десяток фотографий, способных остановить взгляд.
Сегодня в выставочном зале Союза художников открылась «выставка авторских фотографий» тюменского художника Олега Федорова «Повернись лицом к свету».Если множество любительских снимков представить анонимными, лишив их меланхолического обаяния личности Федорова, экспозиция развалится, оставив среди зияющих в развеске дыр с десяток фотографий, способных остановить взгляд. И дело даже не в том, что автор принципиально отказывается от кадрирования и компьютерной обработки снимков, не в том, что среди выставленных работ есть мутные, темноватые, плоские «мыльничные» фотокарточки. Здесь у Федорова есть свое концептуальное оправдание, которое можно назвать шарлатанством, наивностью или постмодернистской игрой, но принять, как условия игры «автор-зритель». Экспозиция должна стать чем-то вроде записной книжки художника. Фотоаппарат для него — лишь способ рабочей фиксации момента жизни. Неважно, увидит ли сторонний зритель всю глубину эмоций, поразивших фотографа. Главное — оставить в памяти автора зарубку, которая потом, возможно, даст начало картине, стихотворению, радио-передаче или педагогическому этюду, благо Олег Федоров пробует себя в разных жанрах. Неловкость в том, что картинки с выставки часто ничего нового зрителю не открывают. Пчела на подсолнухе, слон в цирке, милый ребенок, красивая девушка, ветки деревьев — когда мы видим это в жизни, восторг может быть беспредельным. Отражения этих вещей в работе талантливого художника — неважно, светописи или живописи, — вызывает благодарность за подаренную возможность вернуть тот восторг. Но если картинка одновременно банальна и плохо сделана, она может вызвать сочувствие только у самого автора, только он при виде своей работы вспоминает сладкий миг любования. В общем, повернуться лицом к свету фотографического таланта Олега Федорова сможет только очень доброжелательный и проницательный зритель. Готовый восхищаться переплетением голых тополиных и яблоневых веток, нелепым трогательным балкончиком или собакой, бредущей в худых городских зарослях. Готовый забыть о неудачных ракурсах и воспринять выставку как наброски идей, как записную книжку художника.