"Мы полагали, что выполнение этого проекта будет подъемно для бюджета, но кризис внес свои коррективы, - пояснил губернатор.
_Деятельность «Корпорации Развития», отчет о которой был представлен накануне на заседании Тюменской областной думы, измученные ожиданием результатов депутаты, не стесняясь в выражениях, называли и фантастикой, и старыми песнями о главном, и тупиком, и работой без толку. Тем не менее, с помощью губернатора Владимира Якушева, подавшего наглядный пример оптимизации ожиданий, народным избранникам удалось внести во взаимодействие региона с корпорацией ноту конструктива._
Взявший слово первый заместитель директора ОАО «Корпорация Развития» Владимир Караманов сообщил тюменцам, что одним из наиболее значимых проектов по-прежнему является строительство Северного широтного хода (СШХ). По его словам, на этот раз бизнес-идея доведена до полностью готового проекта. Грузовая база проекта подтверждена не только подписанными с грузоперевозчиками соглашениями в объеме 23 млн тонн в год, но и маркетинговым консультантом корпорации — ВШЭ, где подтвердили перспективные грузы до 35 млн тонн. Разработано комплексное обоснование инвестиций для получения средств Фонда национального благосостояния. Получено положительное заключение на проект Минтранса
В качестве далеко идущих идей корпорации представитель КР рассказал об идее строительства завода по сжижению газа и создания инфраструктуры по использованию природного газа в качестве газомоторного топлива.
Вначале позиция облдумы казалась беспомощной. Депутаты могли только вспоминать, сколько раз за последние годы они слышали о перспективах СШХ и обещаниях начала работ. Депутат Тамара Казанцева решила все же уточнить: «Все это, как я поняла, — перспективы и прогнозы на будущее, а что вы за время своего существования построили в Тюменской области?» Но внятного ответа не получила. Владимир Караманов вынужден был повторить, что идея перевести муниципальный транспорт с дизельного топлива на газомоторное может быть воплощен в том числе в Тюменской области.
Депутат Николай Барышников тоже попытал счастья, решившись узнать, как корпорация оценивает будущее таких крупных проектов, как «Полярный кварц» и строительство железнодорожной ветки Полуночное — Обская: «Много лет мы о них слышим — пока толку никакого».
Караманов признался, что «Полярный кварц» — это «совсем тяжелый» проект. Более того, наукоемкий, что касается химического обогащения кварца. «И у нас есть предложение — все-таки использовать научный потенциал Тюменской области, о чем мы все время говорим: чтобы вы нам помогли разработать данную технологию», — попробовал «подкупить» аудиторию екатеринбургский гость.
Он объяснил, что завод, строительство которого не было завершено в Нягани, на сегодня не соответствует подготовленной проектно-сметной документации. И сейчас КР приводит в порядок документацию, чтобы ввести данный объект в эксплуатацию. Владимир Караманов заметил, что в корпорации отдают себе отчет в том, какие объемы особо чистого кварца необходимо производить для выхода завода хотя бы на нулевой уровень рентабельности. Это 2 тысячи тонн кварца в год минимум. «К этому мы и стремимся», — подтвердил он, добавив, что работа идет совместно с правительством ХМАО
А историю с проектом строительства железной дороги на Полуночное он назвал замкнутым кругом: «Никто не занимается разведкой месторождений, потому что нет железной дороги, и никто не строит железную дорогу, потому что вроде как нет груза. Но наше глубокое убеждение — это нужно делать, хотя бы для того, чтобы „сомкнуться“ с северным морским путем».
Депутат Фуат Сайфитдинов добавил, что без мостов это не северный широтный ход, а северный широтный тупик. А мосты все еще существуют только на бумаге. Представитель корпорации добавил конкретики, сообщив, что решение по строительству моста через Обь принято на уровне министра транспорта РФ. Определена конкретная сумма — 69 млрд рублей. Из них 61 млрд рублей будет выделен по федеральной целевой программы в 2017 году, остальные 8 млрд рублей — это средства ЯНАО, которые должны пойти в работу уже в этом году.
Депутата Владимира Сысоева больше прочего огорчало то, что прошлогодние рекомендации, например, выработать детальный план действий по завершению начатых инвестпроектов с финансовым обоснованием, учитывающим привлечение внебюджетных источников, не были выполнены. «Что за год сделано, какие проекты реализованы? Да ни одного! — возмутился депутат. — Даже у писателей-фантастов многие идеи сбываются, но я не могу вспомнить, что из идей КР было реализовано». Он посоветовал наблюдательному совету акционеров ужесточить требования к руководству корпорации, чтобы те обещания и обязательства, которые высказывались депутатским корпусом, принимались и хотя бы рубль инвестиций пошел в экономику региона.
От сетований к конкретике разговор, наконец, перевел депутат Олег Чемезов. Он напомнил о предложении коллеги Гарри Столярова, прозвучавшего на заседании комитета по экономической политике и природопользованию, где до заседания думы в подробностях обсуждался отчет, о том, чтобы рассмотреть возможность займа или кредита для развития в нашем регионе индустриальных промышленных парков. «В принципе идея была хорошая, мы не согласились на комитете с формулировкой, поэтому я ее переделал», — сообщил Чемезов и представил участникам заседания свой вариант — дополнить проект решения пунктом о том, чтобы КР рассмотрела возможность выделить 1 млрд рублей из собственных средств КР на указанные цели. А губернатор Владимир Якушев уточнил: «Только не „рассмотреть“, а „выделить“. Коллеги, давайте мы на коленках стоять не будем, мы — акционеры, мы вложили в уставной капитал корпорации больше 8 млрд рублей».
Губернатор также высказал свою точку зрения на предложенные КР к реализации на территории региона проектов, такие как проектирование и строительство окружной автодороги в Тюмени, строительство ледового дворца, реализация программы газификации и строительство завода по сжижению газа, проектирование и строительство жилого микрорайона в Тюмени, и так далее, в том числе комплексное развитие индустриальных парков в регионе.
«Давайте расставим акценты, — предложил депутатам глава региона. Непрямо отвечая на предложение Барышникова главам трех регионов, главных акционеров КР, собраться и разобраться в ситуации, он добавил: «Я, конечно, Николай Павлович, могу отправить на Ямал своих подчиненных, чтобы они имущество порегистрировали, но не знаю, как мои коллеги к этому отнесутся. Поэтому давайте действовать в рамках наших полномочий».
— Но деньги там наши! — крикнул с места Барышников.
— Согласен. Теперь к деньгам, — отозвался губернатор.
Он заметил, что действительно, появилась возможность финансировать проекты, например, строить ледовые дворцы и микрорайоны, однако глава региона выразил сомнение, что дворец и еще один жилой микрорайон нужны в Тюмени, что не будет со стороны корпорации требований к правительству региона о выделении земли, об инженерной подготовке к строительству. «Откуда эти проекты вообще появились и с кем их согласовывали?» — задался вопросом Владимир Якушев.
По его мнению, инвесторы с подобными проектами должны заходить в рынок на общих основаниях, благо инвестиционный климат в регионе один из самых теплых в России. Владимир Якушев выделил только один проект, в котором регион заинтересован на данный момент, — это комплексное развитие индустриальных парков. «И я думаю, вполне логично… Не логично даже, а вполне трагично, но хотя бы так, учитывая, что возможности регионального бюджета у нас сейчас ограничены, — свои же собственные деньги мы готовы у корпорации взять под проценты на программу по созданию индустриальных парков в Тюменской области, — сказал Владимир Якушев. — Мы полагали, что выполнение этого проекта будет подъемно для бюджета, но кризис внес свои коррективы».
С позицией губернатора депутаты с готовностью согласились, поправив осторожную формулировку Олега Чемезова. Но на всякий случай уточнили у юристов: может ли дума быть такой категоричной, обращаясь к корпорации? Глава правового управления регионального парламента Валерий Серков заверил народных избранников: может — в данном случае дума представляет регион.