Средства массовой информации УрФО активно комментируют немотивированный отказ Тюменской делегации от участия в заседании рабочей группы по выработке механизма делегирования полномочий органов государственной власти Тюменской области, ХМАО-Югры и Ямала. Как сообщает пресс-служба губернатора ХМАО со слов сопредседателя рабочей группы от Ханты-Мансийского автономного округа Любови Чистовой, тюменская сторона заявила об отказе приехать в Ханты-Мансийск в телефонном разговоре без четкой аргументации и документального подтверждения принятого решения.
Третье заседание рабочей группы ранее уже было перенесено на неделю с 16 декабря по официальному обращению сопредседателя рабочей группы от Тюменской области Владимира Якушева. Таким образом, заседание рабочей группы по выработке механизма делегирования полномочий органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов во вторник признано неправомочным.
«Это нарушение регламента, мы не знаем причины неявки и проинформируем губернаторов и Думы трех субъектов Федерации об этом факте, — заявила Любовь Чистова. — Не хочу делать окончательные выводы, но я думаю, что это какое-то игнорирование или нежелание работать».
Накануне представители Тюменской области предложили встретиться экспертам трех субъектов Федерации для утверждения единой методики предоставления информации по готовящимся к передаче полномочиям, поскольку каждая из сторон подготовила свой вариант. По словам Любовь Чистовой, совместная работа экспертов возможна «только по решению рабочей группы», поэтому вопрос о методике был включен в повестку дня сорванного заседания.
«Наша сторона и Ямал добросовестно заполнили все три формы отчетности. Тюменцы усомнились в том, что мы можем работать и пытались отложить заседание группы еще на какое-то время. Мы не имеем ни желания, ни объективной реальности ставить себя в положение оправдывающегося субъекта, поскольку все, что предусмотрено регламентом с нашей стороны, было сделано. Если у представителей Тюменской области нет желания дальше продолжать работу, они должны об этом заявить. Где и когда состоится следующее заседание, а также возможность его проведения, покажет только время», — отметила Любовь Чистова.
На наш взгляд, позиция Тюмени по вопросу о разграничении государственных полномочий совместного ведения с РФ (а это власть над наиболее значимыми сферами, такими, как образование, здравоохранение и др.) хоть и не афишируется, но представляется понятной и последовательной. Еще в ходе обсуждения вопроса о создании «рабочей группы» в Тюменской областной Думе уточнялось, что задача рабочей группы сводится лишь к выработке механизма реализации государственных полномочий, передаваемых областному центру в соответствии с федеральным законом, в северных округах. Северные округа, в свою очередь, настаивают на заключении соглашения с Тюменью, по которому область передала бы эти полномочия округам для самостоятельного осуществления. Тюмень такая постановка вопроса явно не устраивает, именно это и является причиной блокирования работы совместной группы.
Губернатор Тюменской области четко дал понять, что вопрос о делегировании полномочий округам находится в прямой зависимости от объема финансирования этих полномочий федеральным центром. Федеральный центр проводит политику объединения «матрешечных» субъектов федерации и сделает все для того, чтобы политическими и, самое главное, — экономическими (бюджетно-финансовыми) рычагами стимулировать этот процесс и в Тюменской области. Вывод напрашивается сам. Последствия отказа тюменской делегации в дальнейшем участии в обсуждении вопроса «о делегировании полномочий округам» вполне предсказуемы: если соглашение с округами не будет подписано, то полномочия совместного ведения будут осуществляться на территории округов в соответствии с федеральным законом, то есть — «из Тюмени» и с помощью того механизма, который предложит область (юг). Что важно для Кремля, так как после передачи власти в Тюмень вопрос об укрупнении Тюменской области будет носить формальный характер, хоть и потребует проведения референдума.
В прессе со ссылкой на «кулуарные источники» идут разговоры о возможности создания некоего объединенного властного органа Тюменской области — «областного правительства». То есть органа, формируемого совместно областью и округами. Но эта идея кажется утопией, так как легитимным такое «правительство» быть не может в соответствии с Конституцией. К тому же существование такой «надстройки» только усложнит проблему «матрешки», так как появление любого нового звена в системе власти снижает эффективность управления. О правительстве «всей области», формируемом на паритетной основе, можно будет говорить лишь тогда, когда Тюменская область станет единой, а автономные округа — административными. То есть не скоро.