Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Новый "Вавилон": чеховский след во всемирной истории ошибок

Вчера на экраны страны (в столице, как ни странно релиз также был назначен на магическое 1 февраля) , в том числе и Тюмени, вышел третий фильм Алехандро Гонсалеса Инъярриту "Вавилон". Сказать, что премьера оскаровского номинанта этого года была ожидаемой и раскрученной, значит, ничего не сказать. Аванс доверия, выданный автору "Суки-любви" (2000), давшей поклонницам Габриэля ...

Вчера на экраны страны (в столице, как ни странно релиз также был назначен на магическое 1 февраля), в том числе и Тюмени, вышел третий фильм Алехандро Гонсалеса Инъярриту «Вавилон». Сказать, что премьера оскаровского номинанта этого года была ожидаемой и раскрученной, значит, ничего не сказать. Аванс доверия, выданный автору «Суки-любви» (2000), давшей поклонницам Гаэля Гарсиа Берналя, и «21 грамма» (2003), потеснившего в жанре боевиков самого Квентина Тарантино, а также участие в проекте мексиканского выскочки «белых» звезд — интеллектуалки Кейт Бланшетт и ахиллесоподобного Бреда Питта, вызвал бы судорогу зависти и у мэтров.

На пороге кинотеатра легче всего было бы, задумавшись на секунду над исчерпывающим названием — «Вавилон», спрогнозировать сюжет и финал фильма: хотели как лучше — получилось… как получилось, но и закончилось все не так трагично, как могло бы, проще говоря — умерли не все герои. Главное подозрение, кстати, вполне оправдалось. Гонсалес Инъярриту не из тех режиссеров, которые жестоко и бессмысленно заигрывают со зрителями, когда им ну совсем нечего сказать. Но кроме подозрения и прогноза должно же быть еще что-то, ради чего вчерашняя тюменская метель растворилась бы в весеннем кинематографическом воздухе, разошлась в стороны, как воды библейского моря перед бегущими из Египта повседневности израильтянами, ищущими новых кинооткровений. И это что-то представляло собой довольно простую формулу: все трагедии человеческие — от глупости, страха и бессмысленных поступков, которыми и наполнена с избытком жизнь персонажей новой вавилонской истории. Мексиканка-няня, успокаивая своего белого американского воспитанника, на его «Ты — плохая!» отвечает: «Я не плохая, а просто очень глупая». И это такая же истинная правда, как священная христианская история, полная ошибок и искуплений.

Наверное, режиссер без ущерба и первый свой фильм мог назвать «Вавилон. Часть первая» вместо «Сука-любовь», но постеснялся. Все же за пределы страны он еще не вышел, чтобы распоряжаться библейскими формулами. Но и в первом, и во втором его фильме «21 грамм» главный режиссерский прием проявляется во всю силу. Совершенно разные люди, судьбы которых совершенно не связаны, вдруг сходятся в одной точке, сталкиваются лбами в одной аварии.

Казалось бы, какую роль может играть винтовка, подаренная японцем марокканскому проводнику за хорошую работу, в судьбе американки из Сан-Диего, недавно потерявшей ребенка? С самого начала несколько входов в лабиринт. Кто мог знать, что все они сойдутся в одной точке — пулевом отверстии в оконном стекле вполне обычного туристического автобуса? Ну конечно тот, кто смотрел первые фильмы этого автора. Дважды безотказно «выстреливший» прием режиссер применил и в этот раз. Вместо вавилонской башни, на возведение декораций которой ушло бы значительно больше времени и сил, здесь — вполне чеховское ружье. И звуки стрельбы, не замолкающие до самого конца. Потому что ожидание нового «выстрела» длится до самых титров. И это, кроме отличной операторской и постановочной работы, конечно, — самое приятное. Несмотря на то, что практически вся картина, пусть в общих чертах, складывается для зрителя в единое целое с самого начала, чем все закончится — угадать невозможно. Так что и поиграть в детектива не удастся. Смысл фильма не в том, чтобы с маниакальной настойчивостью запутывать зрителя в поисках главного злодея, которого вовсе нет.

Вавилон — каноническая трагедия человечества, главной инфернальной отрицательно заряженной величиной в которой выступает не смерть, а некая природная человеческая разобщенность. Что, согласитесь, для практичного зрителя может оказаться неожиданностью. Кинематограф в силу специфики за два часа экранного времени всякий раз стремится дать жизни четкое направление и новое, все более универсальное объяснение. Наверное, это «снижение ставок» и должно было бы смутить зрителя, не забывающего, однако, порыдать вместе с рыдающим Питтом. Но вместо привычной у Гонсалеса Инъярриту лихости виртуозно закрученного сюжета без швов и склеек, на виражах которого ощутимо кружится голова, здесь — ощущение строгой и безапелляционной бессмысленности жизни без законного финального катарсиса. Все правильно, ведь жизнь также не заканчивается после слов «конец фильма». Это непонимание цели, смысла и направления дальнейшего пути исключительно мудро и так же кристально кинематографично воплотилось в сцену, когда мексиканка с двумя чужими детьми кружит по пустыне в полной темноте, освещая неизбывный мрак вокруг жалким светом фонаря, выхватывающим из темени только ближайшие кусты, и дожидаясь солнца.

Рассвет наступает. Это закон мудрой природы, где от человека пока, к счастью, мало что зависит. Но в остальном режиссер, следуя заданному принципу, постоянно обманывает ожидания, и в этом оказывается подобен природе. Своей последовательностью и предсказуемостью.

Что до «белых» актеров, снявшихся у мексиканского выскочки, неизбежно возникает вопрос: стоило ли? И отработали ли они свой бренд и гонорар? Однозначно, Кейт Бланшетт, в большинстве сцен присутствовавшая «для мебели», «прожила» свою роль достойно, впрочем, как обычно. А кто видел Бреда Питта, проникновенно играющего «обычного человека»? Несомненно — творческая удача. Ну, а какого результата можно было еще ожидать от работы с режиссером, у которого и собакам можно было бы дать Оскара? Чтобы в этом убедиться, достаточно переступить порог зрительного зала кинотеатра «Премьер».

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Стало известно, где в Тюмени будут работать елочные базары
Стало известно, где в Тюмени будут работать елочные базары
Торговля в том числе развернется на ярмарках.
#Новый год
#елка
#новогодняя елка
#продажа
#торговля
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
Жительница Упоровского округа сможет бесплатно съездить в Тобольск
Жительница Упоровского округа сможет бесплатно съездить в Тобольск
Татьяна Попова стала трехмиллионным пассажиром тюменского автовокзала.
#ГУС
#автовокзал
#юбилей
#сертификат
#путешествие
#поездка
#подарок
#Тюмень
#Заводоуковск
#Тобольск
#Упоровский округ
#Тюменская область
#тк
Пока вы спали: слово-2025, магнитные бури и цели россиян на будущий год
Пока вы спали: слово-2025, магнитные бури и цели россиян на будущий год
Коротко - о главном к этому часу.
#новости России
#новости мира
#события
#тк
Народные приметы на 11 декабря: в этот день гадали на монетах
Народные приметы на 11 декабря: в этот день гадали на монетах
Для этого их бросали в сугроб и извлекали по одной.
#народные приметы
#погода
#тк
Роман Чуйко: За качеством программы "Боевой кадровый резерв" следит Общественный совет
Роман Чуйко: За качеством программы "Боевой кадровый резерв" следит Общественный совет
Его задача — и наблюдение, и оценка.
#Боевой кадровый резерв
#образование
#программа
#обучение
#СВО
#проект
#Тюменская область
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять