Проект нового Закона «О средствах массовой информации» разработал Индустриальный комитет СМИ, президентом которого является Константин Эрнст. Просьба к главе государства внести этот законопроект в Госдуму от комитета поступила вчера.
Напомним, что в состав Индустриального комитета входят руководители ведущих российских изданий и теле- и радиокомпаний, которые на заседании комитета окончательно согласовали и утвердили текст законопроекта. Участие в обсуждении приняли также глава Минпечати Михаил Лесин и его первый заместитель Михаил Сеславинский.
Как сообщил журналистам центральных СМИ Константин Эрнст, согласованный вариант документа будет до конца текущей недели направлен на рассмотрение Главного государственно-правового управления
По словам Эрнста, в ходе обсуждения документа «проблемных статей практически не было, поскольку работа над законопроектом велась в течение 7 месяцев». Первоначально, отметил он, существовало около 12 вариантов законопроекта.
В документ вошли пункты, «касающиеся действий СМИ в чрезвычайных ситуациях», сказал Эрнст. В частности, документ не допускает распространение в средствах массовой информации экстремистских и других материалов, запрещенных законом о терроризме.
Вместе с тем, в ходе обсуждения единогласно была отклонена поправка о приостановлении деятельности СМИ во время избирательной кампании за нарушение выборного законодательства.
Законопроект также предусматривает увеличение срока действия лицензий на вещание с нынешних 5 до 10 лет. Данная норма, по мнению членов комитета, облегчит поиск и привлечение инвесторов, а также будет способствовать цивилизованной работе с кредиторами и средствами инвесторов.
В документе содержатся и новые статьи, касающиеся порядка переоформления, аннулирования лицензии на вещание и приостановления ее действия, а также контрольных полномочий лицензирующего органа. В действующем законе о СМИ такие нормы отсутствуют.
Кроме того, законопроект вводит новое понятие — владелец средства массовой информации, который может одновременно выступать издателем, вещателем и редакцией. Документ подробно прописывает права и обязанности владельца в части создания и распоряжения СМИ. В действующем законе о средствах массовой информации понятие «владелец» отсутствует, а вместо него используется понятие «учредитель». К тому же действующий закон запрещает учредителям вмешиваться в деятельность СМИ.
При этом, согласно законопроекту, владельцами теле- и радиоканалов не могут выступать граждане и юридические лица иностранных государств, если доля иностранного участия в уставном капитале компании составляет 50 и более процентов.
В новый закон также введена норма, обязывающая журналиста «отказаться от задания, если оно или его выполнение связано с нарушением закона».