Dipol FM | 105,6 fm
Max banner

Новый семейный спектакль в театре кукол

"Огниво" по сказке Андерсена поставили Сергей Грязнов, Антон Нестеренко и Сергей Перепёлкин.

Остроумный, красивый, собранный из множества сочетающихся мелочей спектакль поставили в Тюменском театре кукол.

История Ганса Христиана Андерсена «Огниво» в пьесе Евгения Сперанского не избежала постмодернистской обработки — он несколько видоизменил сюжет, придал персонажам и диалогам привычной нашим дням раскованности, но при этом смог удержаться в пространстве старинной европейской сказки, не скатившись в эстрадное комик-шоу. И постановщики — главный режиссёр театра Сергей Грязнов, режиссёр и актёр Антон Нестеренко, главный художник театра Сергей Перепёлкин — сумели соблюсти пропорции между современной интерпретацией и традиционными, ожидаемыми и обязательными элементами сказки.

Львиной долей успеха спектакль обязан планшетным куклам в полный рост с руками и ногами, каждой из которых манипулируют три актёра, скрытых темнотой чёрного кабинета. В новом спектакле зрители могут ещё раз увидеть, за что тюменских кукловодов хвалят живые классики театра кукол. Оле Лукойе, выступающий в роли рассказчика, обладает пластикой и манерами самостоятельного живого существа. Жесты, шажки, постоянные едва уловимые повороты и изгибы тела кукол принцессы (Евгения Глухих), солдата, ведьмы, королевской четы компенсируют недостаток мимики. Даже собаки — а они в этой истории играют куда более важную, чем у Андерсена, роль — обладают не только симпатичной мультяшной внешностью, но и выразительным языком тела.

Дети воспринимают сказки несколько иначе, чем взрослые. Им нужно дорасти до определённого возраста, чтобы без пояснений воспринимать, например, любимый режиссёрами театр в театре, улавливать разницу между трубочистом, который поёт песенку, размахивая щёткой и тем же трубочистом, изображающим жителей сказочного города или управляющим куклой. Кажется, постановочной группе удалось доступно описать процесс появления народной сказки (ведь Андерсен когда-то написал свою сказку на основе фольклора, подчеркивает заведующая литературной частью театра Любовь Чмутина). Трубочисты, встретив ночного сказочника Оле Лукойе (Вадим Ерёменко), похожего на самого Андерсена, а может, сами играя в него, сочиняют историю, по ходу дела поправляя и дополняя её, пока она не обретёт устраивающий всех счастливый и поучительный финал.

В современной обработке сказка утрачивает первоначальную жестокость — ведьма вовсе не страшная, а скорее забавная и хитрая старушка (тут четырёхлетний зритель выбирается из-под кресла, куда заблаговременно спрятался, опасаясь жуткой колдуньи), а солдат (Антон Нестеренко) лишается жадности и жестокости, присущих ему в первоисточнике. В кукольном театре он не отрубает старухе голову, чтобы добыть огниво, а по ошибке отдаёт своё, обычное. Придя в город с ранцем полным денег, солдат не бахвалится, покупая любовь повес, а просто делает всем горожанам подарки, заходя в каждый открытый магазин, как Пеппи Длинныйчулок, одаривавшая детей своего маленького городка мешками леденцов, куклами и дудками. Мальчишка, который у Андерсена приносит солдату на место казни огниво за четыре монеты, в спектакле становится другом солдата и помогает ему бескорыстно.

Собак с глазами размером с блюдце или колесо солдат нейтрализует при помощи доступной каждому зрителю спектакля любезности. Стоит вежливо обратиться к каждому из подземных чудовищ, сделать комплимент, назвав жуткого бульдога красавицей, и собака действительно оказывается «милочкой», кроткой «крошечкой» и верным другом.

В спектакле много замечательных маленьких находок, подобные можно увидеть в спектакле Антона Нестеренко «Бобик в гостях у Барбоски». Но если в первом спектакле трюки следовали один за другим как в параде-алле, то в «Огниве» они используются с чувством меры, чтобы поставить удачный акцент в сценическом действии. Пугающие в темноте светящиеся глаза псов составляют комический контраст с истинным обликом и характером собак. Ведьма превращается при помощи эффектного «колдовства», которое ребёнок при желании может повторить дома: трубочисты складывают трясущиеся лохматые метёлки в некую материальную нестабильность, серый шум, кудлатое облачко пыли, под прикрытием которого одна кукла занимает место другой. Разнообразие приёмов «смонтировано» в одно непрерывное повествование: смена живого плана кукольным, переключение кукольных планов — с крупного Оле Лукойе на более мелких кукол из «Огнива» и даже совсем крошечных копий собак, летящих в вышине, сцены с включённым светом и эпизоды в темноте, преображение декораций из труб на крыше в дома сказочного города. При этом нет ощущения разнобоя, всё соразмерно какому-то базовому течению времени и масштаба, согласованному со зрителем.

Спектакль не злоупотребляет слащавостью и патетикой, столь часто делающих детские спектакли невыносимыми для родителей. Зато есть соразмерный современному взрослому юмор, комические ходы как в тексте пьесы, так и в сценических решениях, которые заставляют родителя не терпеть до конца спектакля, «сопровождая» ребёнка, но увлечённо следить за действием, удивляться находчивости артистов и без всякой снисходительности искренне смеяться над отчаянной и беззлобной, в сущности старушонкой Анны Ганичевой, над бессловесным, но тщательно исполненным палачом, судорожно обмахивающим королеву алебардой, над взаимоотношениями короля (Юрий Фёдоров) и королевы (Наталия Гуцан), над характерами Крошки (Александр Ганичев), Милочки (Алексей Усов) и Красавицы (Юрий Фёдоров). Так что сказке тюменского театра кукол удалось сохранить особенность, присущую историям Андерсена — это произведение, умеющее быть интересным не только детям, но и взрослым.

Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram, самое полезное в Vk и самое актуальное в MAX
Последние новости
Александр Моор: В новом доме тюменского отделения Союза женщин России уютно и красиво
Александр Моор: В новом доме тюменского отделения Союза женщин России уютно и красиво
Глава региона рассказал о значимой деятельности организации.
#Александр Моор
#Союз женщин России
#поздравление
#помощь
#СВО
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Успенке Тюменского округа снесут комплекс нежилых помещений
В Успенке Тюменского округа снесут комплекс нежилых помещений
ГУС дал комментарий.
#ГУС
#снос
#безвозмездно
#здание
#комплекс
#Успенка
#Тюменский округ
#тк
На Ямале участникам СВО будут выдавать до 350 тысяч рублей на собственное дело
На Ямале участникам СВО будут выдавать до 350 тысяч рублей на собственное дело
Соцконтракт будет  сопровождаться индивидуальной программой адаптации.
#СВО
#дума
#поддержка
#бизнес
#помощь
#ЯНАО
#Ямал
#Тюменская область
#тк
Губернатор Дмитрий Артюхов открыл в Тюмени «Дом Ямала»
Губернатор Дмитрий Артюхов открыл в Тюмени «Дом Ямала»
Событие произошло после юбилея округа.
#ЯНАО
#Ямал
#Дмитрий Артюхов
#открытие
#молодежь
#студенты
#ветераны
#Тюмень
#новости Тюмени
#тк
В Татарстане муж зверски убил жену из-за музыки и пытался расчленить
В Татарстане муж зверски убил жену из-за музыки и пытался расчленить
Криминалисты насчитали на теле не менее 11 ранений.
#суд
#уголовное дело
#убийство
#Татарстан
#новости России
#тк

Настоящий ресурс использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс), сервис Яндекс Метрика использует файлы «cookie» с целью сбора технических данных посетителей для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать ресурс, Вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.

Собранная при помощи «cookie» информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, собранная при помощи «cookie», будет передаваться Яндексу и храниться на серверах Яндекса в Российской Федерации.

Вы можете отказаться от использования «cookie», выбрав соответствующие настройки в браузере.

Подробнее о нашей политике обработки персональных данных.

Принять