В Тюменском молодёжном театре "Ангажемент" поставили комедию "Человек, который платит" по пьесе французского драматурга Ива Жамиака.
В Тюменском молодёжном театре «Ангажемент» поставили спектакль «Человек, который платит» по пьесе французского драматурга Ива Жамиака. В качестве режиссёра выступил актёр театра [Денис Юдин](/thesaurus/191 884), художественного оформления как такового нет, основной реквизит — четыре кресла на колёсиках, актёрские костюмы создают некое весьма приблизительное представление о героях.
Если бы новый труд театра назвали эскизом, у зрителя не возникло бы никаких претензий ни к оформлению, ни к некоторым шероховатостям в работе актёров, потому что в конечном итоге артистам удалось рассказать историю, которая не оставляет зрителя равнодушным.
Во многом спектакль состоялся благодаря блестящей работе [Галины Понятовской](/thesaurus/186 147) в роли Элеонор. В драматическом театре, где до «Ангажемента» много лет работала Понятовская, у нее были характерные комедийные роли девушек со странностями и плаксивых зайчиков. В камерном молодёжном театре актриса, кажется, нашла себя в образе драматической героини. На зрителей неизменно производит впечатление ее работа в «Ночи Гельвера» и «Человек, который платит» стал её несомненной удачей.
Элеонор — красавица, нежное создание, прекрасно воспитанная наследница богатого дома и актриса, которая по непонятным причинам соглашается на весьма своеобразный ангажемент. Разочаровавшийся в любви и дружбе, внутренне изломанный, внешне холодный и циничный клерк Амилькар ([Максим Рогоза](/thesaurus/226 369)) нанимает за баснословные деньги трёх чужаков играть роли своих жены, дочери и давнего друга семьи. Бедный художник Машу ([Андрей Захаренко](/thesaurus/193 194)) использует «стипендию», чтобы писать картины, и прерывает контракт, едва став знаменитым. Он добросовестно отыгрывал роль друга, подчинялся порой весьма неприятным капризам нанимателя, но остался самим собой, внутренне сохранил чисто деловые отношения с Амилькаром. «Дочь Виржиния» — уличная девица (Яна Швеина) не только сама отыгрывает роль, но и привлекает к спектаклю своего бойфренда ([Ринат Гарифуллин](/thesaurus/191 905)), он, преодолевая весьма натуралистично сыгранное внутреннее противоборство, становится добрым другом «семьи» и Амилькара. Молодые люди проникаются к «папаше» искренней симпатией. Наиболее талантливо игравшая в семью Элеонор, как выясняется в финале, вовсе не притворялась. Деньги Амилькара ей ни к чему. Она мечтала дарить свою любовь, и несчастный клерк показался ей достойным объектом.
Амилькар попадает в собственную ловушку. Потребность в любви в нём сильнее желания отомстить всему миру или доказать, что искренность и притворство — лишь условность. Втайне он начинает верить, что его наёмная семья стала почти настоящей. Несмотря на разочарования в прошлом, о которых он упоминает в начале пьесы, он решается ещё раз открыться другому человеку. На беду, им оказывается самый неподходящий кандидат — Машу.
Публика, как и главный герой, до последнего момента находится в неизвестности, условность накладывается на условность, театр в театре создаёт зыбкое пространство, и непонятно, кем в финале окажется каждый из героев. Спектакль начинается как фарс с участием примитивных масок — робкий персонаж [Андрея Захаренко](/thesaurus/193 194) чересчур суетлив и жалок, героиня Яны Швеиной предельно вульгарна, Понятовская играет дурочку, которая из последних сил держит хорошую мину. Рогоза как будто упивается ролью человека в футляре новой формации — он окружил себя защитной скорлупой, но при этом намерен держать свою судьбу в своих руках и повелевать ею исключительно рационально.
Жамиака любят ставить потому, что он способен рассмешить, а потом растрогать зрителя. Кажется, главная порция смеха возложена в «Ангажементе» на первый период знакомства с героями, потому что в дальнейшем действие развивается в исключительно серьёзной, нервической обстановке, которую не способны разрядить ни комедийный выходы невозмутимого [Рината Гарифуллина](/thesaurus/191 905), ни совершенно клоунская роль [Альбины Захаренко](/thesaurus/193 192), в исполнении которой французская миллионерша и аристократка представляется приблатнённой горластой провинциалкой на полусогнутых ногах.
История Александра Амилькара выглядит печальной от начала, когда он воображает себя хозяином положения, и до финала, в котором ему приходится стреляться. Выстрела в финальной сцене не звучит, но зрителю понятно, что герой совершил самоубийство уже в тот момент, когда признался начальнику в огромной растрате. Амилькар оказывается слишком несчастным, перекрученным даже для светлой и сильной Элеонор. Он изображает циника и эгоиста, в душе его теплится надежда на счастье, но в конечном счёте, он именно есть — отчаянный циник и эгоист, потому что никак не готов дать счастью настоящий, бесплатный шанс.
_Отзыв о спектакле содержит исключительно субъективные впечатления автора_