"Дохлая кошка" - режиссерский кинодебют молодого дизайнера, автора многих арт-проектов Якова Каждана.
Ученик: Что самое ценное на свете? Лао Цзы: Дохлая кошка. Ученик: Почему? Лао Цзы: Никто не сможет назвать ее цену.«Дохлая кошка» (2008 г.) - режиссерский кинодебют молодого дизайнера, автора многих арт-проектов Якова Каждана. И само название, и философский эпиграф, и многообещающий анонс настраивают публику на знакомство с оригинальной, по меньшей мере нескучной историей. Но оценить это кинотворение, или как настаивает автор видео-перформанс, далекий от богемной среды зритель, мало смыслящий в современном искусстве, сможет вряд ли. История, запечатленная любительской камерой, стара как жизнь. Молодой парень Вася, свободный от обязательств и привязанностей, проводит время в свое удовольствие — валяется на траве, рассматривает прохожих и время от времени раздает перед ВДНХ шоколадные батончики. Течение размеренной жизни прерывает девушка. Сначала ей вполне хватает просмотров фильмов, совместного ничегонеделания и батончиков на ужин, однако вскоре уровень потребностей возрастает и Вася, как настоящий мужчина, жертвует собой ради счастья любимой. Он устраивается в рекламное агентство, работает ночи напролет, выслушивает упреки начальства… На этом внятная история, близкая и понятная многим, заканчивается. В повествование с раздражающей нелогичностью вплетаются сцены перформансов некоего дизайнера, шьющего одежду из бумаги, отрывки из интервью, закулисье показов. Причем до конца не ясно, является ли художником избранница главного героя, сам Василий или некий сторонний персонаж. До конца не проясняет ситуацию даже шьющий и кроящий вечерами Василий (вдруг он старается для девушки?), перетаскивающий по Москве бумажный скарб в огромных мусорных пакетах. И лишь в конце становится совершенно очевидным, что дизайнер и герой одно лицо. Увлекшись дизайном «одежды» Василий сворачивает с офисной тропы и полностью отдается любимому делу. Но даже это не спасает героя от разочарования. Постепенно девушка теряет интерес к герою, знакомится с другим парнем и изменяет Васе прямо на лестничной площадке. Будто в плохой мелодраме, пришедший не вовремя герой застает парочку в самый интимный момент. Заканчивается фильм тем, что дизайнер прилюдно сжигает свою коллекцию. Остается только догадываться, является ли это очередным актом творческой самореализации или просто-напросто выплеском отчаяния, разрушением мостов в прошлую жизнь. Эксперименты с ракурсами и многоминутные крупные планы, хронологические скачки и кавардак с логикой частично можно оправдать тем, что создатель кино — художник-авангардист, свободный от киноштампов и своеобразно воспринимающий реальность. Однако никак нельзя простить режиссеру то, что кино в итоге получилось скучным и вытерпеть 73 минуты в зрительном зале можно лишь собрав волю в кулак. Трудно не согласиться с критиками, которые пришли к выводу, что это кино, снятое художником, про художника и интересное только околохудожественной тусовке. Чтобы быть понятным и всем остальным, фильму не хватает цельности, глубины, эмоций. А еще интересно порассуждать, причем здесь дохлая кошка? С ней сравнима полубогемная жизнь героя, горький опыт любви, его творчество? По словам самого режиссера, название фильма он заимствовал из повести Сэлинджера «Выше стропила, плотники!». Главный герой Симор знакомится с семьей своей невесты. На вопрос матери невесты, кем он хочет стать, Симур отвечает — «Дохлой кошкой».Несмотря на вызывающее название, у тюменских зрителей фильм интереса не вызвал — в зале набралось всего несколько человек — возможно, причиной стало позднее время показа — 23 часа. Досидели до конца меньше половины. Остается надеяться, что второй режиссерский «блин» Якова Каждана окажется более удобоваримым.