Мировой кинематограф понес еще одну потерю. На 95-м году жизни скончался всемирно известный итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони. Режиссер умер в своем доме в понедельник вечером.
Мировой кинематограф понес еще одну потерю. На 95-м году жизни скончался всемирно известный итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони. Как сообщает «Газета.Ru» со ссылкой на агентство ANSA, режиссер умер в своем доме в понедельник вечером. С 1985 года итальянский кинорежиссер не мог говорить и самостоятельно передвигаться: после очередного инсульта у него случился паралич правой половины тела и необратимая потеря речи. Одну из последних картин, «За облаками», Микеланжело Антониони снял в 1995 году при помощи Вима Вендерса.*Микеланджело Антониони — итальянский кинорежиссер, сценарист. Родился 29 сентября 1912 в Ферраре, в 1935 окончил году Высшую школу экономики и коммерции Болонского университета, работал в банке. В конце 30-х — начале 40-х годов был кинокритиком — сначала в региональной газете, затем в столичной прессе, причем как в официальном фашистском журнале «Чинема», так и в подпольно издававшейся во время войны газете «Италия либера». В эти же годы решил заняться кинорежиссурой, впервые заглянув в объектив кинокамеры — по собственным словам — в сумасшедшем доме, где собирался снимать любительский фильм о душевнобольных, который так и не сделал. В 1940 посещал Экспериментальный киноцентр в Риме, где в это время рождались идеи неореализма. Практическую работу в кино начал ассистентом режиссера на фильме Марселя Карне Вечерние посетители (1942). Сотрудничал с большинством ведущих итальянских режиссеров 40−50-х годов, участвуя в написании сценариев. Первая самостоятельная работа — съемки в 1943 году документального фильма Люди с По о бедняках, живущих в долине этой реки, что было новой для итальянского кино. В своих статьях Антониони называет себя родоначальником неореализма именно благодаря этой картине. «Мысль, что я, так сказать, в одиночку „изобрел“ неореализм, доставляет мне внутреннее удовлетворение». После войны он снял еще несколько документальных фильмов, также следовавших в русле неореализма.
Ранние игровые фильмы Антониони — Хроника одной любви (1950), Побежденные (1952), Дама без камелий (1953), Крик (1957) и другие — были охарактеризованы критикой как «внутренний неореализм», поскольку в них центр внимания был смещен с привычных для неореалистических картин особенностей быта и социальных отношений к внутреннему миру персонажей. **Следующие три фильма, которые обычно объединяют в т.н. трилогию отчуждения (некоммуникабельности) — Приключение (1960), Ночь (1961) и Затмение (1962) — посвящены людям, утратившим способность к близким человеческим отношениям и безуспешно ищущим выход из одиночества. Фильм режиссера — Красная пустыня (1964, главный приз в Венеции) — тематически примыкает к трем предыдущим, но изобразительно существенно от них отличается. В этой первой своей цветной картине Антониони выразил внутренний мир героини не столько с помощью форм и фактур внешнего мира, сколько с помощью его цветов, которые в некоторых сценах менялись в зависимости от состояния героини.
В следующих своих работах, каждую из которых он снимал в новой стране, Антониони отказался от изобразительных поисков и сосредоточился на различных сторонах утвердившегося мироустройства («Фотоувеличение», «Забриски Пойнт», «Профессия — репортер»).
В 1980 снял телефильм Тайна Обервальда (по пьесе Жана Кокто Двуглавый орел), где, пренебрегая сюжетом, сосредоточился на цветовых возможностях, которые давали новые на тот момент телевизионные технологии. В 1981 году поставил фильм Идентификация женщины, в 1990 — Экипаж, который он готовил несколько лет.
В 1996 вышел фильм За облаками, снятый совместно с Вимом Вендерсом, который считает себя последователем Антониони, сообщает энциклопедия «Кругосвет». **Призы за творчество в целом
Приз FIPRESCI — 1961, Берлинский МКФ
Золотой лев — 1983, Венецианский МКФ
Приз Франсуа Трюффо — 1991, КФ в Гиффони
Приз за творчество в целом — 1993, Европейская киноакадемия
Почетный приз — 1995, Американская киноакадемия
Золотой грифон — 1995, КФ в Гиффони
Приз за творчество в целом — 1996, Стамбульский МКФ
Приз Пьетро Бьянки — 1998, Итальянский национальный синдикат киножурналистов
Специальное упоминание — 2001, Национальное общество кинокритиков США*