Его использовали как вездеход, грузовик, трактор, бульдозер, снегоуборочную, поливальную машину и т.д.
Ровно 35 лет назад в 1989 году на Тюменском моторном заводе начали выпуск уникального мини-трактора, который был полностью разработан и построен на нашем предприятии. Как он создавался местными умельцами, где использовался и почему перестал выпускаться? О непростой судьбе тюменского «Егорки» рассказываем в нашем материале.
Помощник для деревенских жителей
По документам это самоходная шестиколёсная тележка ТС-350. Цифра «350» в названии обозначает количество килограммов, которые можно перевозить в переднем кузове.
За всё время производства выпущено более 10 тысяч мини-тракторов. И хотя сегодня выпуск уже давно остановлен, но встретить «Егорку» (так трактор прозвали в народе) до сих пор можно. Например, на платформе с платными объявлениями. «Егорка» до сих пор на ходу.
TC-350 создавался как сельскохозяйственный трактор и универсальный помощник для жителей деревенской местности. В это время на заводе уже производился прицеп для мотоблока ТОП-350, чей кузов после некоторой доработки стал грузовым кузовом для Егорки.
Изначально ТС-350 создавалась как внутрицеховой транспорт. Причина создания была банальной — в это время на заводе сломались все электрокары. Покупка новых застопорилась. Нужно было как-то выходить из положения. Но никаких заявок от начальства «сделать своими силами заводской транспорт» конструкторам и технологам не поступало.
Первые опытные образцы будущего трактора создавались работниками бюро наладки цеха Nº 25 по собственной инициативе, без каких-либо указаний свыше. У изобретателей Моторного было время и возможности создать подобную технику — к этому моменту многие из них имели по несколько патентов на сцепления, механизмы и другие разработки, их работа давно окупилась и принесла заводу прибыль. Изобретательский склад ума и желание что-то придумать не позволяли им сидеть сложа руки. Так работа над новой техникой и началась.
Специально для производства трактора на Моторном заводе построили отдельный цех Nº 49 с конвейерной линией сборки и покраски. Все детали и компоненты, кроме двигателя, ремней, шин и светоотражателей изготавливались на Тюменском моторном заводе. «Егорка» сразу заслужил уважение владельцев благодаря своей уникальной конструкции.
Мини-трактор был запатентован, получил известность и распространился по всей стране. Некоторое количество даже отправилось на экспорт за границу. Всего с 1989 года до середины 90-х было выпущено около 20 тысяч единиц.
По действующим нормам 1990 года никаких водительских удостоверений для мини-трактора не требовалось. Дело в том, что у него вместо руля стоят два рычага. Мощность двигателя была слишком маленькой, поэтому по официальным документам трактор считался «тележкой самоходной», то есть чем-то вроде большого мотоблока. Правда, он всё равно оставался тихоходным транспортным средством. Отдельные дачные фанаты умудрялись ездить из города на дачу верхом на ТС-350.
Особенности управления
После массового появления квадроциклов и разнообразных вездеходов ситуация несколько изменилась. Внешне ТС-350 похожа на шестиколёсные вездеходы «Арго», «Тингер»
Постановка на учёт ТС-350 также не требуется, хотя отдельные умельцы умудряются каким-то образом ставить их на учёт даже в Госавтоинспекцию, вешая настоящие автомобильные номера. Но это, скорее, показатель «крутости» владельца трактора. В реальности ТС-350, как и тяжёлым мотоблокам, не нужен автомобильный номер, потому что ей запрещён выезд на дороги общего пользования (из-за низкой скорости и слишком специфической конструкции). При этом на ней спокойно можно передвигаться по обочинам дороги, полям, лесам и территориям организаций.
Вадим Шакиров, слесарь-сборщик 3-го разряда, пошёл по стопам отца и устроился работать на Тюменский моторный завод. От папы он слышал про мини-трактор. А, когда увидел сам, то сразу решил освоить. Сейчас он перевозит на нём грузы из одного цеха в другой.
«Заводится он с помощью ремня, который надо как следует дёрнуть. Заправляют его 92-м бензином. Раньше был 80-й, 76-й. 6 литров всего надо. Есть две коробки передач. Всего 4 скорости и движение назад. Скорость его 12 километров в час, но можно разогнаться и до 25.
Если оба рычага вперёд опустить, то «Егорка» сам вперёд едет. Если надо повернуть налево, то в ту сторону зажимаешь один из рычагов. А чтобы затормозить, оба рычага на себя. Кузов у него опрокидывающийся, но мы возим тяжёлые грузы, чтобы не опрокидывался, как следует его закрепили. 500-600 килограммов, бывает, перевозим. Тележка так-то до 350, но накидываешь ещё и нормально. Вроде катит. Плюс прицеп ещё есть. Туда нагрузка идёт, если что.
Мне кажется, в деревню на дачу самое то. По грязи очень хорошо едет. А для зимы кто-то модернизирует и цепи на колёса делает, чтобы на месте не буксовала", — поделился впечатлениями от управления ТС-350 Вадим Шакиров.
Тюменский Моторный завод располагал мощностями и ресурсами для массового производства трактора, но начался экономический кризис. Из-за отсутствия денег у населения уменьшился спрос на трактор, и его выпуск пришлось прекратить.
Второе рождение
Рассказывает механик цеха Юрий Ярин: «В 1989 году завод наш начал их выпускать. Очень востребовано это дело было. Все пользовались. Это была чисто инициатива завода. Мы же много чего для хозяйства выпускали. Не просто оборонное предприятие были.
Начиналась перестройка. К нашему мини-трактору было очень много навесных. Это и бетономешалка, косилка, даже бур был, отвал, чтобы снег чистить. На стройках использовали маленькие бетономешалки. Много чего было придумано. Берёшь один трактор и меняешь только распредвалы. Даже был период, что ими зарплату выдавали в советское время. Потом, после кризиса, подхватил «Газтурбосервис», и опять их по новой начали выпускать. Долго работали".
Юрий недаром упомянул про второе рождение «Егорки». Дело в том, что в конце 90-х годов Тюменский моторный завод начал ремонтировать газотурбинные двигатели для нефтегазовых компаний. На волне возрождения завода у руководства появилась мысль возобновить производство легендарного «тракторёнка».
К этому времени цех Nº49, в котором когда-то собирали «Егорку», был перепрофилирован под другие изделия, значительная часть конвейерной линии была уничтожена, новая сборка началась уже в цехах «Газтурбосервиса». Так в начале XXI века трактор пережил «второе рождение».
В 2002 году директор «Газтурбосервиса» Владимир Немков дал поручение — попытаться восстановить производство TC-350. В серию была запущена прежняя модель ТС-350 с мелкими доработками. Всего в этот период было сделано около 170 единиц. От тракторов «первой волны» их можно отличить по большой эмблеме «Газтурбосервиса» на кожухе двигателя и новой инвентарной табличке. Но кардинальных перемен в конструкции трактора не произошло.
В тот момент основные силы предприятия были брошены на освоение новых газотурбинных двигателей, на доработку трактора не оставалось времени и ресурсов.
Гонки на тракторах
Для дополнительного привлечения внимания к ТС-350 и просто «для души» было решено устроить гонки на тракторах. Вскоре на территории Моторного завода провели «гоночные заезды», в которых участвовали все желающие фирмы и подразделения предприятия. Заводские гонки на тракторах проводились до 2010 года. Каждый год на гонки собирались зрители из числа работников подразделений и журналисты.
Основным покупателем новых ТС-350 стал «Газпром», отправлявший тележки на северные заводы и месторождения как неприхотливый и неубиваемый внутрицеховой транспорт. Несколько тракторов ушли по обмену на Украину. Увы, ажиотажного спроса среди простого населения тогда не возникло. Но надо отдать должное руководству предприятия, которое решилось на повторный выпуск трактора — пусть их было сделано немного, но они были.
Нынешние аналоги
На сегодняшний день выпуск трактора ТС-350 на Моторном заводе прекращён.
Однако он по-прежнему используется на предприятии как внутрицеховой и внутризаводской транспорт. Износ и плохое качество двигателей УМ3-5 подтолкнули завод к модернизации своих ТС-350. Например, установили новый бензиновый двигатель.
«Пытаемся модернизировать. Хотели другие двигатели поставить, но пока ещё не идёт. Парень один наш пытается. Как получится, неизвестно. На них же изначально стоят двигателя тихоходные, уфимские. Сейчас их не выпускают. Хотим поставить китайские или какие-то такие, как от мотоблока. Они скоростные, но надо им редукторы специальные подобрать», — рассказал механик цеха Юрий Ярин.
В 2016 году на заводе в Ирбите начался выпуск мини-трактора ШУС-001 «Фёдор», по сути являющегося слегка переделанной ТС-350 с новым двигателем и гидроприводом ковша.
Вообще TC-350 стоит особняком среди всех изделий Тюменского моторного завода. Единственный самодвижущийся транспорт. Единственный полностью собственный проект ТМ3 такого масштаба, выпускавшийся серийно.
С момента выпуска трактора его владельцами было создано огромное количество модернизированных и переделанных версий. Сегодня ТС-350 используется как вездеход, грузовик, трактор, бульдозер, снегоуборочная машина, поливальная машина, универсальное шасси для буровых установок, бетономешалок, кранов.
Появились модификации на гусеницах, с закрытой кабиной, с новыми двигателями, ещё больше повышающими характеристики машины — столько возможностей было заложено в своё время авторами тележки. За 35 лет, прошедших со времени создания, прямых аналогов в мире у неё до сих пор нет.
Многим выпуск такого мини-трактора сейчас кажется ненужным, однако эта самоходная тележка способна занять свою рыночную нишу между мотоблоком и «большим трактором» в сельской местности, выполнять мелкие, но необходимые функции в коммунальном, строительном хозяйстве и других отраслях.
Фото: Карина Закирьянова