Врачи, общественники и представители НКО борются за жизни оступившихся людей.
Наркотики никуда не исчезли из жизни общества, они все так же губят людей, разрушают семьи и влияют на статистику смертности. Обывателю, который не столкнулся с этим вплотную, легче сделать вид, что наркозависимых не существует. Между тем любой потребитель наркотиков — это член общества, кем-то любимый, трудящийся и налогоплательщик. Врачи, общественники и представители НКО в Тюмени борются за спасение оступившихся людей, пытаются завоевать их доверие. Своим передовым опытом они поделились с коллегами из других регионов.
Антидот в коробочке
Ранним выявлением наркозависимых занимаются все медицинские организации региона. Об этом рассказал главный врач Областного наркологического диспансера Виталий Андреев. Свободно записать человека на прием к наркологу помогает цифровая программа «1С.Медицина». Если в условном Исетском районе врач заподозрил, что пациент принимает запрещенные вещества, об этом узнают в наркологической службе. Записать может любой специалист — терапевт, педиатр, хирург, невролог…
Сегодня на учете службы находятся 18 897 пациентов. По словам главврача, ситуация тяжелая, но стабильная. В прошлом году удалось остановить рост количества отравлений. Но, к сожалению, число впервые выявленных наркоманов снижается, а уже выявленные — пытаются уклоняться от лечения. Чаще всего тюменцы злоупотребляют психостимуляторами, но в общую картину снова возвращаются опиаты.
В 2022 году веществами на основе опиатов отравились 80 процентов всех попавших в больницу после дозы. За четыре месяца 2023 года случилось 110 отравлений. Задача здравоохранения — предотвратить гибель. Если раньше опьяненных везли сразу в наркодиспансер, то в прошлом году регион принял новый алгоритм. Скорая забирает наркопотребителя и направляет в обычный стационар, где восстанавливают его жизненные функции. Когда человек точно не умрет, его везут на долечивание в Областной наркодиспансер. «Таким образом удается эффективнее снизить смертность», — говорит Виталий Андреев.
В Тюменской области нарабатывается уникальный опыт по выдаче наркозависимым препарата налоксона, это антидот в том числе и к героину. В случае отравления налоксон можно поставить самому или доверить близким, чтобы дождаться скорую. Наборы выдают крупные больницы и НКО, помогающие наркоманам вернуться к нормальной жизни. В коробочке — препарат, шприц и памятка, как правильно сделать инъекцию. Тюменцы, склонные к употреблению опиатов, уже получили 1128 доз.
11 человек из числа пациентов Виталия Андреева признались, что пользовались налоксоном, чтобы снять симптоматику отравления. А вот среди умерших от отравлений нет ни одного, кому бы выдавался налоксон. Этот факт врачи считают показательным и дальше собираются развивать программу распространения антидота.
Может ли человек обследоваться без афиширования личности? Часто об этом спрашивают супруги потенциальных наркоманов или родители, подозревающие детей в употреблении психоактивных веществ. Как пояснил Андреев, взрослые люди могут пройти анонимное обследование и лечение, заплатив деньги. Если же обращается ребенок, его обследуют и лечат бесплатно, не сообщая ни в школу, ни в полицию. «Это решение принято на уровне области. Для этого потока есть отдельное отделение, своя точка входа», — уточнил главврач.
«Мефедроновые квартирники» и презерватив в наборе
Вопросы наркопотребления и ВИЧ-инфекции взаимосвязаны, напоминает главный врач Центра профилактики и борьбы со СПИД Владимир Романов. Сегодня в регионе с ВИЧ живут 16,5 тысячи человек. Если в 2000-х годах превалировал наркотический путь передачи ВИЧ, то сегодня в 80 процентах случаев — путь половой. Основную часть ВИЧ-контингента составляют мужчины 35-44 лет, которые «выжили» парой десятилетий раньше и «способствовали» распространению ВИЧ среди партнерш.
С уменьшением доли инъекционных наркотиков сохраняется опасность распространения ВИЧ половым путем под влиянием психотропов, рассказал Романов. Он напомнил о так называемых «мефедроновых квартирниках», где наркопотребители практикуют наркотический секс. Препараты раскрепощают человека и притупляют его чувство самосохранения, речь не идет ни о какой защите. А протрезвев, человек задумывается, не заразился ли он чем-нибудь.
«Путь передачи получается половой, но заражение происходит среди наркопотребителей. Потому мы занимаемся выдачей налоксона, а в наборы добавляем презервативы», — подчеркнул врач.
Тестирования на ВИЧ проходят в реабилитационных центрах для наркозависимых. Между СПИД-центром и организациями налажена связь: в случае положительного анализа человека по «зеленому коридору» направляют в больницу, обследуют и назначают терапию. ВИЧ-инфицированные наркозависимые в центрах реабилитации легче привыкают вовремя принимать лекарства. «Когда они выходят, рефлекс приема лекарств у них уже сформировался», — подчеркнула медицинский психолог Юлия Деревенчук.
Семья и срывы
В деле привлечения людей к лечению большую роль играют специализированные НКО. Они пытаются вернуть людям веру в то, что жизнь без наркотиков возможна, а также помогают созависимым — семье, близким — пережить ситуацию и не усугубить ее. Для помощи наркозависимым аккредитацию в регионе прошли четыре НКО — «Единство», «Поколение», «Милосердие» и «Тюменский».
Как рассказала директор реабилитационного центра помощи химическизависимым «Поколение» Наталья Устюжанина, в их организации реализуются сразу несколько проектов. «Вернись в реальность» поддержан Фондом президентских грантов и был задуман на фоне увеличения смертности от опиатов.
«Мы проанализировали, почему это происходит — из-за низкой информированности среди наркопотребителей и их близкого окружения. Они не знают, как правильно оказывать помощь, как правильно применять налоксон. Наши сотрудники выходят в группы наркопотребителей и рассказывают им о первой доврачебной помощи», — говорит Устюжанина.
Специалист подчеркивает: речь не только об инъекциях спасительного препарата, но и о том, как правильно положить пострадавшего, как его перевернуть, чтоб он не захлебнулся рвотой. Сотрудники «Поколения» прошли обучение в наркодиспансере и передают эту информацию дальше.
Большой блок касается работы с созависимыми. «Наркопотребители попадают в реабилитацию и выходят с измененным поведением, но, к сожалению, их семья остается прежней. Есть данные, что 76 процентов срывов происходит по вине близкого окружения», — говорит Наталья Устюжанина.
Если наркоман попадает в «Поколение», с его близкими работают психологи и консультанты. Для созависимых проводят тренинги, семинары, разбирают вопросы: как мотивировать родного, если он еще не выздоравливает, и как дальше себя вести.
Тем, кто не может смириться с разрушением собственной жизни и готов бороться за себя и любимого человека, могут помочь. У «Поколения» есть телефон горячей линии
Фото: Вслух.ру