В проекте «Профессионал» общаемся с людьми, которые успешно работают в своей специальности много лет, любят ее и пользуются уважением коллег.
Андрей Миллер рос в семье милиционера и практически с детства планировал связать жизнь с правоохранительными органами. В ГИБДД он служит уже 23 года и не представляет себя в другой профессии. О школе милиции, борьбе со стрессами, любви к работе и воспитании дочерей он рассказал «Вслух.ру».
О школе милиции и начале карьеры
— Кем вы мечтали стать в детстве?
— Я родился в семье милиционера. Папа служил на разных должностях и вышел на пенсию с должности замначальника райотдела, в то время жили еще в районном центре. Естественно, рос в соответствующей атмосфере: фотографии отца и его коллег в форме, утренники, в том числе новогодние, для детей сотрудников. Плюс, несмотря на перемены в стране, у милиции еще был очень высокий авторитет. И поступить в школу милиции считалось очень престижным, был большой конкурс.
В общем уже с детства я практически пошел по стопам отца, с выбором будущей профессии вопросов не стояло.
— Вы окончили школу милиции?
— Да, в Омске. Когда я учился, с 1997 по 2001 гг, там еще сохранились лучшие советские традиции: уважение к форме, офицерская честь, любовь к Родине, патриотизм. Все это, наверное, дало такой правильный базовый фундамент для формирования меня как личности. Я несколько лет прожил с парнями в казарме, это тоже дает определенную закалку и жизненную школу: дисциплина, самоподготовка, построение. Для будущего мужчины важные вещи.
— Где начали работать после школы милиции?
— Так получилось, что после третьего курса попал на практику в госавтоинспекцию. Три месяца проходила стажировка, постигал азы: дежурил, оформлял ДТП. И как-то мне это понравилось, даже затянуло. Поэтому после окончания вернулся в ГИБДД. Не знаю, может быть, отец хотел, чтобы я стал оперативником, но мой выбор воспринял спокойно.
— Получается, когда вы учились в школе милиции, в стране была довольно серьезная криминогенная обстановка. Все-таки конец 90-х, бандитизма еще хватало. Перспективы не пугали? Ведь сотрудники полиции и ГАИ в то время нередко гибли на службе.
— Да, все это было. В районе, где мы жили, сотрудник милиции погиб при исполнении, отец участвовал в задержании вооруженного дебошира, да и по телевизору постоянно криминальные новости. Но это скорее наоборот укрепляло в правильности выбора. Ведь силовые структуры как раз и должны охранять покой людей, чтобы они не боялись выходить на улицу.О нюансах работы начальника госавтоинспекции
— Табельное оружие применять не приходилось?
— У коллеги был случай, мне не довелось. Думаю и слава богу. На самом деле сейчас чтобы применить оружие у полицейского или сотрудника ГИБДД должны быть очень веские основания. Ограничений масса: в населенном пункте нельзя, если есть угроза чье-то жизни — нельзя, если рядом дети — тем более.
— Андрей Викторович, вы сейчас начальник ГИБДД Тюменской области. Как думаете, это пик карьеры? Или все-таки есть стремления покорить новые высоты?
— Я думаю у любого сотрудника здесь в управлении есть свои амбиции. Какой солдат не мечтает стать генералом? Каждый ставит перед собой определенные цели. Другое дело, чтобы эти карьерные устремления не шли вразрез с теми задачами, которые мы должны выполнять.Мне кажется, я уже добился определенных успехов на своем месте, уверен, родители мной гордятся. Раньше были разные участки ответственности, может быть, где-то менее значимые, сейчас он большой и очень серьезный. Самое главное — быть честным с собой, приносить пользу обществу. Надеюсь, команда, которую я создавал и создаю, этому способствует.
Вопрос же не только в должности. Когда руководишь коллективом, где более 1200 сотрудников, это большая ответственность и серьезные задачи. В первую очередь — снижение аварийности и создание благоприятных условий для движения транспорта. Но и имидж тоже немаловажен. Приятно, когда мы облегчаем жизнь водителю на дороге, но вдвойне приятно, когда при этом он нас ценит и уважает.
— Что для вас самое трудное в работе начальника ГИБДД?
— Всегда трудно принимать ответственные решения, поскольку каждый может ошибиться. Не все умеют признавать ошибки. Но если делаешь это ради общего блага, общего дела, какие могут быть сомнения? Каких-то других особых трудностей не вижу. Нужно просто эффективно работать, выполнять задуманное, чтобы получить тот результат, к которому стремишься. Уметь вовремя скорректировать процесс, если это необходимо.
— Вам приходилось увольнять сотрудников?
— У меня нет таких полномочий. Но хочу рассказать об этом с другой стороны. Мне очень важно знать, кто работает в моей команде. Начиная от того, почему сделал такой выбор, есть ли родственники в полиции, где служил до этого. Уволить легко, но правильно ли это? Все мы разные, у кого-то аналитический склад ума, у кого-то — гуманитарный. Один хорошо работает с документами, другой более творческий человек. Поэтому тут важно распределять людей именно на такие задачи, с которыми они лучше справятся. По максимуму использовать сильные стороны сотрудника. И если вдруг он не справляется, значит, надо его перевести на другой участок работы, зачем сразу увольнять? Я беседую с человеком, смотрю ему в глаза, и вместе находим какое-то оптимальное решение.
— За что вы любите свою работу?
— За то, что мы работаем для людей, для общества. От нас на самом деле многое зависит, и это важно. Вот простой пример. Мы уже три года проводим сплошные проверки по выявлению пьяных за рулем. Это довольно старая, но эффективная мера. При этом я предложил несколько модернизированный формат: вместе с рядовыми инспекторами в рейде дежурит и начальник местной ГИБДД — города или района. Представляете, например, реакцию водителя или пассажира, когда он видит перед собой руководителя госинспекции? Он может даже не знать его в лицо, но тот лично представится и если все в порядке пожелает счастливого пути. Это же целое событие! Водитель потом расскажет друзьям, родственникам, это сработает на повышение имиджа ГИБДД.
Да и рядовые инспекторы увидят, что начальник не сидит все время в кабинете, а рядом с ними участвует в профилактическом мероприятии. Тоже дополнительные очки в его пользу. И за возможность стать ближе к участникам дорожного движения я тоже люблю свою работу. В таких сплошных проверках вместе с нами в последнее время участвуют различные медийные люди, представители органов власти, депутаты и спортсмены, спасибо им за это.
— Если не ГИБДД (или полиция), то что? В какой сфере могли бы себя еще проявить, если бы с госинспекцией не сложилось?
— Конкретную профессию, пожалуй, не назову, но это однозначно работа с людьми. Самое главное для меня — приносить пользу обществу.О выгорании и стрессах
— Сталкивались ли когда-нибудь с профессиональным выгоранием?
— Безусловно, проблема мне знакома, читал даже литературу по этой теме. Лично у меня подобного не было, а вот некоторых коллег коснулось. Я уже говорил, что иногда человек просто засиделся на одном месте и достаточно передвинуть его на другой фронт работы, чтобы вновь появился энтузиазм.
Это психология. Да, бывает, кто-то начинает жаловаться на рутину, мол, каждый день одно и то же. В таких случаях я советую сотруднику сознательно вносить изменения в свой рабочий график: например, приходить на работу на 15 минут раньше, ехать по другому маршруту, элементарно поменять местами мебель в кабинете — все это так или иначе разнообразит картинку. Наше настроение, восприятие рабочего процесса в итоге в большей степени зависит от нас самих.
— Работа руководителя невозможна без стрессов. Бывают ли стрессы у вас, и как вы их снимаете?
— Одна из особенностей моего характера — близко к сердцу принимаю различные происшествия, особенно когда страдают и гибнут дети, сам отец, воспитываю двоих дочерей. Если происходят трагедии на трассе, стараюсь всячески помочь пострадавшим и всегда говорю сотрудникам, что это входит в нашу работу. Элементарно позвонить родным, найти родственников, если необходимо.Каких-то других поводов для стресса в принципе не вижу. Даже если нашу работу критикуют, нужно трезво реагировать на это, особенно когда критика по делу. Где надо — откорректировать действия подчиненных, это тоже входит в задачи руководителя.
Как бороться со стрессом? Во-первых, стараться, чтобы разных конфликтных ситуаций было меньше. Во-вторых, помогает спорт, семья. Кстати, я вообще люблю общаться с детьми, мне нравится приходить в школы, участвовать в профилактических мероприятиях. Там своя энергетика. К примеру, недавно разговаривал со второклассниками в одной из школ, поднимают руку две девочки, говорят: нас мама не пристегивает. Они честные, светлые, чистые. Я отвечаю: «Вы скажите маме, что к нам приходили сотрудники ГИБДД и строго-настрого наказали пристегиваться».
С семьей очень нравится гулять по Тюмени, выезжаем в парки, а также за город. Плюс музеи, выставки, в общем любим активно проводить досуг.
— А спортом каким занимаетесь?
— Еженедельно играем в футбол с коллегами из силовых ведомств, уже сложились команды. Я вообще с детства гоняю мяч, поэтому и сегодня с удовольствием это делаю. Несколько лет назад начали проводить соревнования по футболу среди подразделений ГИБДД на День молодежи, а сейчас это переросло в целый фестиваль «Тюмень с ГИБДД».
Кроме футбола летом обязательно пробежки, бассейн, спортивный зал, зимой — лыжи.
О воспитании дочерей
— Как относитесь к тому, чтобы дети пошли по вашим стопам?
— Конечно, они сами должны сделать выбор. Младшей у меня скоро исполнится пять лет, старшей — тринадцать. Пока еще рано говорить о каком-то самоопределении, но дочери так или иначе видят, что папа ходит в форме, опять же и дедушка работал в милиции. Если кто-то из них свяжет жизнь с полицией или ГИБДД, мне будет приятно, но настаивать не собираюсь.
— А вообще в плане воспитания — культуру соблюдения ПДД прививаете?
— Конечно, с раннего детства. Если едем в машине — перевозка только в специальном кресле. Садясь в любую другую машину, старшая сразу ищет ремень, уже на автомате. Был случай, забирали ее от дедушки с бабушкой и в салоне авто не было детского кресла, так она плакала, не хотела ехать. Я привез это кресло с другого конца города. Можно было и обойтись, все равно заснула, но это было бы неправильно.
Два года назад научил ее самостоятельно ездить на автобусе. Она начала заниматься в художественной школе, возить ее мы не могли, выход один — общественный транспорт, тем более всего четыре остановки. Я пару раз проехал с ней на автобусе, показал, куда вставать, как платить за проезд. Посмотрели где какие дорожные ловушки могут быть по пути с остановки до школы, теперь она все знает.
Я ей говорю: даже если идешь с подружками и они перебегают дорогу на красный или в неположенном месте, не делай так. Дождаться зеленого, перейти по переходу — это не стыдно, это нормально. Она поняла. Я все это объясняю дочерям не потому, что руководитель госавтоинспекции, а потому что заботливый отец. Если не я, то кто это до них донесет?
— Были случаи, когда вам пришлось нарушить ПДД?
— Пытаюсь вспомнить и не могу. Ехать непристегнутым? Это даже не обсуждается. Превысить скорость на трассе? Не вижу в этом никакого смысла. Тем более часто езжу с семьей и несу за нее ответственность. Быстрее я все равно не приеду, это доказано. Скорость 110 км/ч вполне комфортная и безопасная. Поедешь 140, уже гораздо больше рискуешь попасть в ДТП, потерять контроль.
Я никогда не перехожу дорогу в неположенном месте. Обычно в 40-50 метрах есть светофор или переход, почему не дойти до него? Ведь одна-две минуты ничего не решат. Не понимаю людей, которые бегут через дорогу где попало, еще и с детьми.
О кино и пенсии
— Сотрудники полиции при достижении определённого возраста и стажа могут досрочно выйти на пенсию. Вы об этом еще не задумывались?
— Да, выйти на пенсию можно раньше 40-45 лет, год идет за полтора. Другое дело нужно ли? У меня такая возможность уже есть, стаж позволяет. Но я чувствую в себе и силы, и желание служить дальше, приносить пользу, добиваться поставленных целей.
Есть примеры, когда некоторые сотрудники рано уходят на пенсию, но потом возвращаются. Потому что пропадает какой-то смысл жизни. Поэтому мы всегда разговариваем с теми, кто задумывается о пенсии. Да, это их право, но стоит ли спешить?
— Сегодня по ТВ идет много фильмов и сериалов про полицию, ГИБДД. Смотрите их?
— Как правило, мне это не совсем интересно. Потому что не всегда там показывают правду. На то, что сотрудник рискует жизнью практически каждый день, внимания особо не акцентируют, зато сцены с алкоголем — всегда пожалуйста.
Вот советские фильмы про милицию смотрю с удовольствием. Там показывали отношение людей в погонах к своему делу, методы работы, взять того же Анискина. Как он искренне и с душой раскрывал преступления. Или «Место встречи изменить нельзя». Здесь же все сошлось: и харизма героев, и детективный сюжет, и трагизм, и будни оперативников. Сегодня, к сожалению, подобных фильмов я не вижу.
Фото: Екатерина Пономарева