По сообщению директора музея изоискусств, творчество нижнетагильского абстракциониста Сергея Брюханова обладает терапевтическим эффектом — сама Надежда Викторовна в канун вернисажа «От Цвета к Свету» излечилась от головной боли, а потом и все сотрудники поправляли здоровье, разглядывая цветовые медитации и живописные тени реальных предметов.
И по глубокому убеждению Надежды Васьковой, катарсис от лицезрения брюхановских картин может наступить у любого человека, вне зависимости от его искусствоведческой эрудированности. Правда, тюменский абстракционист Александр Новик пытался оспорить мнение Васьковой, заявив, что абстрактное искусство, избавившееся от изображения предмета, сюжета, требует не простого — зачастую ленивого — зрителя, а активного, вдумчивого, подготовленного. Но Сергей Брюханов все же обнадежил не подкованных в абстракционизме зрителей: «И цветами мы можем любоваться, не вникая в ботанические подробности».
Сравнение может показаться чересчур смелым, но картины возымели на публику такое действие, что можно с уверенностью сказать: художник не особо преувеличивал, сравнивая себя с природой-матушкой.
В названии выставки, в буклете (очень, кстати грамотно сделанном, коротко и доходчиво объясняющем основные творческие принципы автора), во всех, наконец, картинах Брюханов недвусмысленно заявляет, что в центре его художественной системы — Цвет. Именно цвет делает погоду на всех полотнах солнечной, умиротворенной, душе- и, как обнаружилось, телоспасительной. Оранжевый, желтый, голубой, розовый, дымчато-серый и сусально-золотой — Цвет у Брюханова непременно доброжелательный, пусть временами философствующий, меланхоличный, но никогда не агрессивный, не трагичный. Может, неправильно говорить о цвете, как о живом существе, но Цвет, определенно, заслуживает такого обращения.
Подчеркивая значимость Цвета, автор размещает на некоторых картинах небольшую линейку-спектр. Играя с переливами Цвета и Светотенями, он использует богатую палитру фактур: полупрозрачный флер тонкой жатой бумаги, насыщенный пастозный, почти шпаклевочный мазок масляной краски, просвечивающая фактура холста, неровная поверхность рыхлой бумаги ручного литья. Отказываясь от формы, напоминающей о конкретных предметах, он освобождает музыку бессмысленных квадратов и прямоугольников.
И, как ни странно, все эти приемы, казалось бы, удаляющие зрителя от реальности в мир идей, дают обратный эффект — эффект узнавания. С одной стороны подойдешь к композиции без определенного названия — видишь набор геометрических фигур и переливы цвета, подойдешь второй раз, глянешь под другим углом и вдруг спохватишься — это же пейзаж. Не в чистом виде — с елками и ручейком, — но в очень понятных, близких ощущениях, записанных при помощи «нот», которыми для художника становятся цвет и форма.
В целую серию пронумерованных композиций «В квадрате» Брюханов вписывает ощущения сада, заката, дождя, тягучего золота времени, моря, дождя, дворов, улиц, городов… Ну, а если художник сам дает зрителю точку отсчета — предметное название, — то полусознательная медитация превращается в осмысленный процесс сотворчества зрителя и творца. И если серия «Домов» — относительно легкое упражнение, то «Земля и краски» — удовольствие для того самого, «подготовленного» зрителя.
Окончательно симпатию к автору закрепляет экспозиция, посвященная его поездке в Тибет. Среди картин и «цветомолитв» расположился знакомого вида металлический перфорированный барабан с задвижкой, установленный на деревянной карусели — это аналог хурдэ, буддийского молитвенного барабана. Посетителям предлагается написать свое желание на бумаге, кинуть в барабан и крутить его, с каждым оборотом отправляя молитву «куда следует» и приближая возможность исполнения мечты.
С хурдэ у Сергея Брюханова и его жены и соавтора Дианы Брюхановой связан целый проект, призванный деликатно и иронично обратить внимание зрителей на чрезмерное обилие всевозможных духовных практик, распространившихся в России в последние десятилетия.
Брюхановы не просто смастерили свой объект «Хурдэ» из барабана стиральной машины, но сняли короткометражный фильм-шутку, рекламирующий этот самый хурдэ как универсальный способ дать всем людям шанс на «сбычу мечт»: «Может, вы ничего не приобретете, но и ничего не потеряете… Рекомендуем устанавливать хурдэ в общественных местах и образовательных учреждениях».
Не без гордости автор сообщил, что копия фильма находится в Русском музее, в фонде современных художественных практик. Ну, а картины Сергея Брюханова с успехом экспонируются не только на российских, но и на международных выставках, его стиль узнаваем, а имя — знаково. Восторгаясь на вернисаже работами Брюханова, художники и искусствоведы не скупились на превосходные эпитеты: говорили, что он впитал все достижения мирового изобразительного искусства и сумел сделать открытия, не хуже Малевича и Кандинского. Что ж, тем больше поводов у тюменцев сходить на целебную, повышающую настроение, широко признанную и просто красивую выставку, которая продлится до 24 апреля.