"Собрание сочинений" – остроумное название для выставки нескольких художников. И обязывающее. От собрания сочинений ждешь большего, чем, например, от "сборника упражнений". Ждешь эпохальности, шедевров, философских находок. Экспозиция четырех членов тюменского отделения Союза фотохудожников России едва дотягивает до остроумного названия. Это ли ...
«Собрание сочинений» — остроумное название для выставки нескольких художников. И обязывающее. От собрания сочинений ждешь большего, чем, например, от «сборника упражнений». Ждешь эпохальности, шедевров, философских находок. Экспозиция четырех членов тюменского отделения Союза фотохудожников России едва дотягивает до остроумного названия. Это ли отборный материал, выдающиеся находки, гармоничный полилог творцов? В небольшом зале музея изобразительных искусств возникло что-то вроде суетливого столпотворения. Фотографии Сергея Шаповала развесили на колоннах и в простенках. Творчество Валерия Дыбы узурпировало целое крыло зала, но в одном месте все же вклинились четыре работы Владимира Коротаева. Сергей Киселев «добил» большие монохромные полотна цветастыми репортажными снимками. Что есть тут, так это картинка эпохи. Даже эпох — знаковых этапов в истории отечественного фотоискусства и в творческих биографиях участников выставки. Сами фотографы не упускают случая подчеркнуть, что творят в переломное время. Сергей Шаповал взгрустнул по мокрой печати и «темной комнате», в которой фотохудожник лично выверял тончайшие нюансы серого. Владимира Коротаева беспокоит самоуверенность новичков с цифровыми камерами — полагают, что можно вот так легко перепрыгнуть несколько ступеней ученичества и конкурировать с фотографами старой закалки. На недостаток элементарных знаний о композиции и технике фотографии указывает новому поколению Сергей Киселев. Однако технические новинки бывалых интересуют, а может, захватывают и против воли. Киселев, известный мастер репортажной съемки, опубликовал свои эксперименты в жанре фантазийной арт-фотографии. Серия «Ржавчина» — это неясные тени людей и масок, взывающие к подсознанию, к фантазии зрителя. Название серии определяется, вероятно, цветовой тональностью и особой компьютерной обработкой, накинувшей на снимки вуаль трещинок или рисунок кожи «Это примирило меня с «Фотошопом», — представляет свой творческий эксперимент Сергей Викторович. Валерий Дыба пользуется тем же средством куда более прямолинейно. Северные репортажные фотографии, интересные этнографическим своим колоритом, Дыба обрабатывает стандартными приемами «Фотошопа», превращая их в нечто вроде живописной репродукции в духе импрессионистов. Этот ход известен всем начинающим поклонникам компьютерных эффектов, а в Интернете для подобных фортелей даже придумано нелицеприятное название «Фотожаба». Фотоколлажи Валерия Дыбы «Виртуальная планета» отсылают к экспериментам журнальных иллюстраторов 80-х, а то и более ранних годов прошлого века. Получается картинка — на любителя, и ноль новизны. Сергей Шаповал представил давнишние свои работы. Например, знаменитый автопортрет с улиткой 1995 года, появлявшийся и на страницах газеты «Вслух о главном». Черно-белые ностальгические снимки, игра света и тени. Сценки повседневной жизни деревенского дома теряют этнографическую экзотику, становясь художественными образами, метафорами жизни вообще. Владимир Коротаев представил на суд публики серию декоративных, салонных фотографий, сделанную в 2000 году. Старинные вещи, начищенные до золотистого блеска, обретаются как будто в черном вакууме космоса, граммофон играет черную пластинку для человека-невидимки. Грамотно выстроенный свет, фон и необычные предметы дают красивую, но как будто уже виденную картинку. Знакомиться с работами опытных мастеров станет особенно интересно сегодня, после открытия выставки-конкурса «Открой свой город», в которой традиционно принимают участие как профессионалы, так и фотографы-любители. Директор музея Людмила Овсянкина сообщила, что на конкурс было подано порядка 500 фоторабот, но жюри во главе с председателем российского Союза фотохудожников Андреем Баскаковым существенно проредило коллекцию, оставив самые интересные и техничные работы. Напомним, 29 июля откроется третья фотоэкспозиция — репортажные снимки в коллекции «Памяти Александра Ефремова».