В Тюменской области продолжается строительство полигонов твердых бытовых отходов.
Впрочем, несмотря на то, что решение проблемы сдвинулось с мертвой точки, пока Тюменская область лишь на 16% обеспечена полигонами твердых бытовых отходов. В 2009 году деньги на эти нужды вообще не выделены, однако ранее начатые работы продолжатся — будет вестись оформление земли, получение техпаспортов, к концу года обеспеченность области полигонами ТБО поднимется еще на 5%. Ольга Петрова выразила надежду, что в 2010 году финансовая ситуация несколько улучшится, строительство вновь продолжится.
Вообще, полигон — удовольствие дорогое, отметила она. Полигон для небольшого поселка обходится в 12−15 млн рублей. Это только сама стройка, без проектирования. Но задача на перспективу достичь 100-процентной обеспеченности региона полигонами ТБО, правда, когда она будет выполнена — неизвестно, и делать какие-то прогнозы специалист не берется.
Постепенно решается проблема утилизации медицинских отходов (шприцев, одноразовых систем для переливания крови, халатов, повязок и пр.). Раньше они просто складировались или сжигались. На сегодня все крупные медицинские учреждения области оборудованы установками для обезвреживания и утилизации таких отходов. Там они не сжигаются полностью, а образуют твердый отход, который не является опасным для среды и может свободно вывозиться на полигон, пояснила специалист.
Сейчас усилия экологов направлены на то, чтобы организовать сбор медицинских отходов от малых лечебных учреждений. Дело в том, что установка мощная и дорогая, стоит порядка 4 млн рублей. Такую в каждую поселковую больницу не поставишь, отмечает глава управления. Один из вариантов решения проблемы — организация системы сбора отходов от мелких больниц и создание центров утилизации.
Доставляют беспокойство специалистам и отходы животноводства, которые местное население зачастую вывозит в лес или на обычный полигон. Деньги на вывоз подобных отходов выделяются областью ежегодно. Несмотря на режим экономии, не стал исключением и этот год. В Ишиме есть специализированное предприятие, которое собирает такие отходы, перерабатывает и производит мясокостную муку, напомнила Ольга Петрова. Конечно, завод сам себя не обеспечивает (такая мука — продукт дешевый), поэтому деньги на поддержку предприятия выделяются из областного бюджета.
В очередной раз поднималась на пресс-конференции тема строительства в Тюмени мусоросжигающего завода. По мнению Ольги Петровой, такой завод городу, безусловно, нужен, но не мусоросжигающий, а мусороперерабатывающий. Первый недостаточно эффективен, ведь в нем сжигается даже то, что можно переработать, и к тому же вреда от такого завода будет больше, чем пользы. При сжигании будут выделяться диоксины — вредные вещества, которые сохраняются в почве и воздухе очень длительное время. Европа от таких заводов уже отказалась.
В Тюмени постоянно обсуждается этот вопрос, но пока оптимальной технологии не предложено. И проблема это не только Тюмени, но и многих других городов, в том числе европейских, отметила Ольга Петрова. В нынешнем году говорить о появлении в Тюмени такого завода точно не придется, сказала она.
Прежде всего нужно вести речь не о заводе, а о раздельном сборе мусора, уверена специалист. Пока каждый из нас не будет готов вынести из дома 4 пакета мусора вместо одного, проблема не решится, считает эколог. Между тем практика показывает, что тюменцы психологически пока не готовы к таким «жертвам», хотя в тех же США предусмотрен штраф за выброс мусора не в нужный пакет и никого это не возмущает, поделилась Ольга Петрова. Раздельный сбор мусора пытались ввести ряд ТСЖ, но попытки провалились. Возможно, придется, как в Санкт-Петербурге, сортировать мусор на самом заводе, но это сделает производство более дорогим.
Зато в другом вопросе Тюменская область преуспела. Наш регион пока единственный в России решил проблему хранения ядохимикатов. Все они собраны и вывезены на спецполигоны. Теперь участки, где хранились пестициды, обрабатываются, специалисты все еще находят там следы ртути, мышьяка, хлор- и фосфорорганических соединений. Треть участков в 2008 г. удалось рекультивировать.