Эксперт также ответил на вопросы выпускников.
Руководитель комиссии по разработке контрольных измерительных материалов ГИА по литературе Сергей Зинин подробно рассказал, чего стоит ждать на экзамене, какую литературу можно привлекать для выполнения заданий экзаменационной работы, а также ответил на вопросы выпускников и учителей. Разговор состоялся в рамках серии онлайн-консультаций «На все 100».
Кодификатор в 2024 году обновлен в соответствии с ФГОС среднего общего образования.
«Это не означает, что содержание ЕГЭ будет связано только с тем литературным материалом, который изучается в 10-11 классах. „Слово о полку Игореве“, „Евгения Онегина“, „Капитанскую дочку“, „Героя нашего времени“, „Мертвые души“ и другие знаковые произведения русской классики, написанные до середины XIX века, нужно обязательно повторять, потому что к ним вам придется обращаться при выполнении сопоставительных заданий и при раскрытии темы некоторых сочинений», — пояснил Сергей Зинин.
Готовясь к экзамену 2024 года, будущим участникам ЕГЭ обязательно нужно познакомиться с литературными произведениями, которые отмечены в кодификаторе знаком «+», сообщает пресс-служба Рособрнадзора.
В 2024 году из экзаменационной работы исключено одно задание с кратким ответом. Уточнено, что, выполняя сопоставительные задания, нельзя обращаться к комиксам, фанфикам, графическим романам.
Также уточнена тема сочинения 11.4: вместо формулировки, дающей экзаменуемому возможность привлекать любые произведения для раскрытия темы, выпускникам будут предложены три писателя-классика, из которых требуется выбрать одного. Внесены коррективы в критерии оценивания выполнения некоторых заданий с развёрнутым ответом.
— Эти задания подразумевают прямой ответ на вопрос и требуют короткого ответа, поэтому необязательно, лучше не тратить на это время. Вступление и заключение нужны только в сочинении (11 задание).
— Достаточно ли при сопоставлении в заданиях 5 и 10 указать только сходства или только различия?— На ваше усмотрение, главное — пишите аргументированно.
— Изменится ли подход к оценке грамотности?
— В сочинении — нет, а в заданиях 4.1, 4.2 и 9.1, 9.2 будут учитываться и грамматические ошибки.
— Можно ли сокращать названия произведений? Например, «Песня про купца Калашникова»?
— Можно, это не будет фактической ошибкой.
— В кодификаторе много зарубежных писателей. В каких заданиях может быть опора на зарубежную литературу?
— Действительно, в перечне их много, но это не значит, что все они должны быть привлечены. Можно использовать эти и другие произведения по своему усмотрению, если они сочетаются с заданием.
— В задании на сопоставление временной период будет такой же, как в демоверсии? Или будут другие рамки?
— В демоверсии представлены произведения первой половины XIX века, но на экзамене могут быть любые временные рамки.
— Будут ли задания по романам «Что делать», «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь»?— В этом году нет: эти произведения уже вошли в стандарт, но пока не вошли в практику преподавания.
— Каков принцип комплектации тем в сочинении (часть 2)?— Не будет жесткого «рассаживания» по определенным эпохам. Обязательно будет поэзия, эпические, драматические произведения, возможно, также лиро-эпические, общая тема (задается общая тематика и надо выбрать произведения трех предложенных авторов) и тема, связанная с другим видом искусства.
— Можно ли в качестве аргумента в сочинении использовать литературу японскую, китайскую, корейскую? Можно ли брать примеры из сценариев, пьес и текстов современных песен?— Да, если формулировка задания не содержит соответствующих ограничений.
Ранее эксперты давали консультации по сдаче итогового сочинения, ЕГЭ по математике, русскому языку, обществознанию, физике, химии, информатике, географии, иностранным языкам.
Фото: Вслух.ру